В Россию полуостров вернулся с украинским дорожным наследием — указатели на мове и зеленые стрелки на светофорах, позволяющие поворачивать направо на красный свет при отсутствии помех. Все это как стояло здесь на обочинах три года назад, так и стоит. Некоторых водителей с материка это приводит в замешательство.
Не все понимают, что значит «дякуемо за чисти узбиччя» («спасибо за чистые обочины» — ред.).
И как себя вести при виде прикрепленной к светофору таблички с зеленой стрелкой, указывающей направо — особенно если стоящий следом местный водитель нетерпеливо сигналит? Вроде бы, понятно, что можно ехать в указанном направлении, но ведь на материке этого нет. Если твой поворот увидят гаишники — тебя штрафуют или нет?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться.
Местные водители как поворачивали направо на красный под стрелку, так и поворачивают, и никто их пока за это не штрафовал. Но в последнее время занервничали и они. Как уже не раз сообщали «Примечания», сейчас в Севастополе и Симферополе идет установка камер видеофиксации нарушений ПДД. Ставит их крупнейший парковочный оператор РФ, компания «Вессолинк». По словам представителей компании, камеры в Севастополе начали рассылать «письма счастья», доселе незнакомые крымчанам, с 5 июня. Учитывая, что на материке, где в основном работает «Вессолинк», зеленых стрелок нет — как будет настроен алгоритм работы камер? Будет ли система слежения интерпретировать поворот под стрелку как нарушение ПДД?
Председатель совета директоров «Вессолинка» Олег Бадера заявил «Примечаниям», что будут. «Эти ваши картонные стрелки в законодательстве РФ не прописаны, а камеры будут фиксировать все, что является его нарушением, хотя я лично против того, чтобы проезд под стрелку штрафовать, — говорит он. — Пусть ваши региональные депутаты вносят соответствующие изменения в закон».
При этом гаишники говорят, что «административных мер за проезд перекрестка в направлении зеленой стрелка при включенной секции красного света на светофоре не применяются». Возникает правоприменительная коллизия: то, что не считают нарушением местные экипажи инспекторов ГИБДД — считают таковым камеры слежения. И непонятно, как поведет себя суд, если оштрафованный камерой водитель туда обратится.
Максим Мишин, общественник и руководитель севастопольской организации «Дорожный контроль», уверен, что неразбериха с зелеными стрелками на полуострове создана преднамеренно.
Мишин предполагает, что даже если местные суды займут сторону водителей, это позволит лукавым государственным экономистам пополнять местные бюджеты штрафами с тех, кто при получении «письма счастья» за проезд под стрелку не пойдет оспаривать его в суде.
Напомним, что проезд на красный свет в первый раз наказывается штрафом в 1000 рублей, повторное нарушение (в течение года со дня вступления в законную силу наказания) увеличивает сумму до 5 тысяч рублей. Третье нарушение за год повлечет за собой лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Гаишники оправдывают сохранение зеленых стрелок тем, что Крым и Севастополь в России, наряду с парой других регионов, считаются зоной эксперимента. Похожий эксперимент стартовал 19 июня 2013 года в Москве. Но там, рядом с каждой стрелкой есть информационный стенд: любой водитель может прочитать информацию и проехать направо. В Крыму стендов нет. Или демонтируйте стрелки, или ставьте стенды, рассуждает Мишин.
Пример Москвы
Гаишники говорят, что не раз просили правительство Севастополя установить у светофоров со стрелками разъяснения смысла эксперимента, но правительство так и не ответило. Так же обстоят дела в Крыму. Анатолий Борисенко, глава ГИБДД республики, сообщил «Примечаниям», что все документы направлены в муниципалитеты полуострова — но стендов нет.
В ГИБДД по Симферополю «Примечаниям» эту информацию подтвердили, сообщив, что необходимые бумаги давно находятся в департаменте городского хозяйства города, но чиновники их игнорируют. У гаишников требования четкие: снимите стрелки или дополните их стендами.
В Департаментах городского хозяйства Севастополя и Симферополя нам не удалось получить комментарий, так как никто не ответил на телефонные звонки.
По всей вероятности, в этом сезоне на крымских дорогах все останется как есть, добавляя головной боли курортникам.