На днях Константинов предложил за символическую плату продать частникам все государственные санатории и здравницы. 116 из них — ранее национализированные объекты. Мотив приватизации хорошо знаком всем, кто помнит девяностые: мол, так здравницы будут работать эффективнее.
Возможно. Но тогда зачем их надо было национализировать?
Они принадлежали украинцам? Это не объяснение: как известно, федеральный закон 6-ФЗ признает легитимными сделки с собственностью, совершенные при Украине, и граждане этого государства до сих пор легально владеют в Крыму огромным числом активов, включая такие крупные, как завод «Крымский титан».
«Казус Коломойского»? Да, у этого украинского олигарха официально отобрали санаторий «Форос», чтобы за счет его продажи компенсировать потери крымских вкладчиков в «Приватбанке». Но, согласитесь, это было все же исключением — остальные активы в Крыму после 2014 года, если и экспроприировались крымскими властями, это было откровенным произволом.
Напомним, массовая национализация предприятий в Крыму и Севастополе началась в феврале 2015 года. После того, как депутаты заксобрания Севастополя отказались принимать закон о национализации, Сергей Меняйло ночью собрал экстренное собрание, быстро напечатал и подписал постановление, которым передал во владение 11 предприятий, связанных с собственностью «Севморзавода».
О решении губернатора крайне негативно отозвался спикер заксобрания Алексей Чалый. Он заявил, что «Севморзавод», принадлежащий компаниям президента Украины Порошенко необходимо было возвращать в город законным путем. Но бог с ним, с Порошенко — вместе с угробленным при Украине «Севморзаводом» в списке севастопольской национализации почему-то оказались прибыльные предприятия, приглянувшиеся Сергею Меняйло и его свите.
Депутаты заксобрания настаивали, что волюнтаристский отбор частных предприятий, отпугнет потенциальных инвесторов, а также напомнили о неприкосновенности частной собственности в России. Чалый тогда предложил выкупать собственность, а не отбирать ее насильственно. Губернатор испугался действовать без одобрения депутатов, поэтому национализировал только завод Порошенко. В итоге все, что досталось правительству, приносит убытки и до сих пор продолжает тянуть сотни миллионов рублей из дотационного севастопольского бюджета — предприятиям не на что самостоятельно развиваться и нечем платить людям зарплату.
Еще через пару дней этап национализации произошел и в Крыму: там сопротивляться было некому и в собственность республики перешло около 250 объектов. И если активы Коломойского решено продать в пользу вкладчиков «Приватбанка», то остальные санатории и здравницы просто повисли в воздухе. На их содержание и модернизацию у крымских властей нет ни денег, ни желания.
И вот мы слышим предсказуемое: теперь отдать их частникам предлагают почти бесплатно. Константинов уже не первый — ранее глава парламентского комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму РК Алексей Черняк предложил сдавать здравницы Крыма в аренду за один рубль.
Приватизация или даже аренда «по необременительным ценам», как выразился Константинов, означает, что никакой реальной конкурсной основы и публичных торгов не будет — что развязывает руки желающим отжать любой санаторий под себя и отгрохать на его месте все что угодно.
Разумеется, нет никаких гарантий, что новый собственник будет обеспечивать необходимые инвестиции в модернизацию, а не станет выкачивать из предприятия деньги, занимаясь распродажей непрофильных активов (пассажирский транспорт, недвижимость, да хоть шезлонги) по мотивам повальной приватизации в 90-х.
Этого и следовало ожидать: любые призывы к «национализации» при капитализме по сути – фейк и прикрытие для рейдерского захвата. Капитализм так капитализм, но если уж мы тут в него играем, то давайте соблюдать принцип неприкосновенности частной собственности, который гарантирован в России законом.
А если у нас в Крыму и Севастополе феодализм — то, может быть, так и стоит написать в официальных документах? «Крымский феодальный округ» — согласитесь, это звучит. И главное, никакого обмана.