Налог на бедных

Со следующего года в Севастополе вырастут налог на прибыль и транспортный налог. Так здесь планируют бороться с глубокой дотационностью местного бюджета. Пополнить его хотели с помощью СЭЗ, но реальные инвесторы не пришли, и все развитие города свелось к застройке, которая обогащает лишь девелоперов и чиновников. В итоге проблему решают простейшим способом.
Евгений Фишблат
30.06.2017

Решение поднять налоги фактически отменяет в Севастополе Свободную экономическую зону. Сейчас новички Зоны в первые три года платят 2% с прибыли, с четвертого по восьмой год — 6%, и только с девятого года — 13,5%. Какими будут новые ставки, пока неизвестно.

Причина отказа от льгот: зарегистрированные в СЭЗ предприятия не ведут никакой экономической деятельности. 

Транспортный налог, собранный в 2016 году, тоже принес бюджету «всего 130 млн рублей». Столь малые сборы обусловлены тем, что перерегистрация транспортных средств с украинских номеров на российские была продлена, и только часть автовладельцы сменили номера в течение 2015 года, за который и начислялся налог.

Властям бы подождать, посмотреть, что будет со сборами в этом году, а заодно и отладить работу налоговой, ведь многие жаловались, что так и не получили платежки за 2015 год. Но разбираться некогда, деньги нужны сейчас.

Повышения налога, скорее всего, коснутся грузовиков: в Севастополе ставки по ним ниже крымских. При этом власти «совсем забыли», что за мощные легковушки севастопольцы платят гораздо больше крымчан.

Прибыль и транспорт — только начало. По оценкам врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова около 70% земли в Севастополе Росреестр пока не оформил, поэтому налог на недвижимость в городе не собирается. Как только оформят, депутаты — даже не сомневайтесь — примутся за закон об этом налоге. И налог этот будет немалый. А пока его нет, чиновники отыгрываются на машинах и бизнесах.

Нам есть куда расти. В Краснодарском крае ставки транспортного налога еще выше. И рано или поздно севастопольские чиновники об этом вспомнят: ведь поднимая тарифы на ЖКХ и проезд, они почему-то ориентируются не на депрессивный Дагестан, а на ставки дорогой Кубани. Хотя плата за детсад здесь уже выше краснодарской.

Источники денег для Севастополя есть. Можно привлечь в регион новых инвесторов, расширить рынки сбыта для немногих, но все же существующих местных производителей, создать условия для развития предприятий — и тогда сборы увеличатся сами по себе. Можно стимулировать выход из тени для тех, кто привык работать по серым схемам с украинских времен. Можно в конце концов оптимизировать расходы - но не в образовании и здравоохранении, что сейчас пытаются сделать повсеместно, а в самом чиновничьем аппарате, который, как мы знаем, распух с украинских времен вчетверо.

Но все это сложно и дорого. Проще отнять у тех, кто хоть чем-то владеет «в белую», изменив пару строк в уже существующих документах. Точно так же как проще строить жилые дома, а не предприятия, где могли бы работать их будущие жильцы.