Документ не могут принять уже два года. Летом 2017 года проект генплана Ялты раскритиковали не только рядовые жители города, сделавшие массу замечаний, но и глава РК Сергей Аксенов. Главными претензиями к генплану являются уничтожение парков, зеленых зон, а также, попытки легализации хаотической застройки Ялты. Теперь в ялтинском горсовете говорят, что им приказано принять новый генплан до 15 сентября. В связи с этим на прошлой неделе в городе прошли повторные – уже не слушания, а общественные обсуждения. На них и разразился скандал.
На общественные обсуждения проекта нового генплана в минувшую среду собралось около 200 жителей Ялты.
Общественник и журналист Сергей Сардыко сразу обратил внимание собравшихся, что расширенных материалов генплана нет в общем доступе в печатном виде - из-за чего пожилые люди фактически отрезаны от обсуждения. По его словам, власти, вместо новых общественные слушаний, специально проводят формально не имеющие особого влияния «общественные обсуждения», и делают это в пик туристического сезона, когда население Ялты загружено работой. Он призвал писать письма в Москву и добиваться переноса сроков принятия генплана. Речь Сардыко встретили аплодисментами.
Замдиректора института «Геоплан» Андрей Опалинский отверг претензии общественника по поводу отсутствия генплана в должном качестве. Он сказал, что все можно узнать на сайте администрации Ялты и на специальном сайте генплан-ялта.рф.
И пояснил, что некоторые сведения по Генплану нельзя выложить в публичный доступ из-за особенностей законодательства.
Ответа на вопрос, как изучить генплан большой массе далеких от интернета пожилых людей, не прозвучало. Также собравшимся не пояснили, почему в пунктах ознакомления с генпланом висели лишь общие карты поселков, по которым люди не могли узнать судьбу своих участков и общественных пространств. И почему, вместо разъяснения по сути, дежурные по пунктам отправляли всех за информацией в интернет, вместо конкретных ответов.
Но это была лишь малая часть претензий.
В начале встречи разработчики признали, что по генплану действительно есть много вопросов. По словам замдиректора института Геоплан Андрея Опалинского, на общественных обсуждениях 2018 года больше половины претензий - по поселку Олива, Даче Тессели и Лименской долине.
«Фактически аннигилирован поселок Олива в связи с соответствующим приказом Федеральной службы охраны (ФСО), - признал Опалинский. - Есть вопрос с формированием зоны неурегулированной градостроительной ситуации по территории, примыкающей к Даче Тессели [в Форосе]. На нее выдано более 500 правоустанавливающих документов. С другой стороны, там произрастает много краснокнижных растений, и Минприроды потребовало отнести ее к зоне городских лесов либо признать зоной неурегулированной градостроительной ситуации до соответствующего законного решения. Тоже самое по территории, примыкающей к горе Кошке – Лименской долине. Там с 2005 по 2011 годы было предоставлено около 300 земельных участков в собственность. По требованию Минприроды республики эта территория тоже отнесена к зоне неурегулированной градостроительной ситуации (там под угрозой вырубки тысячелетние можжевельники – авт.)».
Тысячелетним можжевельникам Лименской долины угрожает вырубка
Представитель Геоплана пояснил, что в новой версии Генплана учтены предложения президентской академии РАНХиГС, чья стратегия развития Ялты сначала была принята горсоветом, а потом отклонена. По его словам, 70% территории Ялты являются Особо охраняемыми природными территориями(ООПТ), и в очередном проекте основного градостроительного документа произошло увеличение таких зон в три раза.
Но по мнению ялтинцев, не все так гладко.
«Мне предоставили документы, которые четко подтверждают, что более 90 гектаров Ялтинского-горно лесного заповедника на выезде из Ялты в сторону Севастополя после принятия генплана могут превратиться в зону застройки, -
сообщил создатель групп в социальных сетях «Доска Позора Ялты» и «Любимая Ялта» Виктор Ямников. - Прежде чем отреагировать, я должен задать вопрос: в украинских документах эта земля числилась как территория заповедника, на каком основании в предлагаемом варианте Генплана земля меняет своё целевое назначение?»
Виктор Ямников показывает как в генплане на месте заповедного леса возникла «общественно-деловая зона»
Вот этот заповедный лес над Ливадией и Ореандой могут застроить коттеджами и многоэтажками
По словам разработчкиов, у такой «разметки» есть научное обоснование.
«В 2016 году Крымский федеральный университет Вернадского проводил работы по определению границ Ялтинского горно-лесного заповедника, - ответил Опалинский. - Есть научная работа-обоснование. Границы территории проходили согласование на всех возможных уровнях. До 2016 года в установленном законом порядке границ у ялтинского заповедника не было».
По украинской кадастровой карте видно, что на планируемой под застройку территории был заповедник
Почему украинские границы ялтинского заповедника не признаны в российском правовом поле, несмотря на требования 6-ФКЗ, а разработаны заново, осталось непонятным. Ведь тот же Совмин Крыма на основании старых украинских документов изымает в свою собственность земли ялтинского горсовета. Может ценный лес отдали под застройку?
Неудобные вопросы общественности по заповеднику продолжались.
«Ко мне обратились жители Ялты, которым в период действия в Крыму украинских законов были отведены земельные участки, - продолжил Виктор Ямников. - Они получили госакты, кто-то получил постановление администрации о передаче земли в собственность.
У этих людей забрали их небольшие участки по 5-10 соток, мотивируя это тем, что это земли заповедника. В том числе по судам, несмотря на то, что «границы не были установлены». И тут же у заповедника забирают земли и включают их в территорию города, предусматривая там индивидуальную жилую застройку, многофункциональную общественно-деловую застройку и прочее».
Претензии по заповеднику подтвердились при изучении спорной территории в проекте нового генплана на большом экране. Чтобы избежать ответов на неприятные вопросы, вице-мэр Ялты Виктория Тихонова порекомендовала сначала вернуться к презентации генплана, а потом вернуться к вопросам и ответам. Зал заревел и потребовал продолжения ответов на вопросы.
Потом вышел житель Понизовки Владимир Николаевич и поднял очередную проблему.
«На основании чего вы часть Понизовки сделали в сером цвете – воинской частью? - возмутился Владимир Николаевич. – У воинской части нет никаких документов, эта земля принадлежит симеизскому поссовету, их никуда не передавали.
Есть ответ из прокуратуры Черноморского флота, где написано, что землей не пользуются. Вы разорвали бывший военный городок на две части. На старом генплане наши дома учтены, а сейчас это все серая военная зона. А ведь там проживают люди! На каком основании вы разрабатываете генплан?»
Речь жителя Понизовки зал встретил аплодисментами. Вместо ответа по существу вице-мэр Ялты Виктория Тихонова лишь согласилась взять у общественника пачку документов, не объяснив, как это решит проблему.
Из зала раздались крики: «Почему не присутствует прокурор Ялты? Где он?» Действительно, прокурор бы мог увидеть много фактов нарушения законов, по которым стоит принять меры. Но его не было - как и не было в 2015-2018 годах видимой реакции надзорного ведомства на десятки странных решений по изменению целевого назначения земли в Ялте.
Затем собравшиеся возмутились тем, что на важное для города обсуждение не явился мэр Ялты Алексей Челпанов.
«Почему нам не говорят концепцию? Мы строим город-курорт, деловую застройку или очередной спальный район Москвы», - высказал мучивший многих вопрос сопредседатель движения «Крым-наш» Игорь Барышников. – Генплан без концепции не пройдет. Его зарубит вышестоящая власть. Закончится тем, что весь ЮБК отдадут в федеральную собственность».
Затем присутствующие обнаружили, что протокол общественного обсуждения не ведется, что фактически лишает мероприятие смысла. После серии важных вопросов из зала, микрофон в свои руки взяла общественница из Массандры, сопредседатель движения «Крым-наш» Валентина Туманова.
«Я была в комиссии, когда разрабатывалась предыдущая версия генплана, - обратилась к залу Туманова. – В комиссию к нам приходили все желающие, все вопросы мы обсуждали с разработчиками, администрацией и депутатами. Мы много ссорились. Много хотели забрать у людей гаражей и выданных им ранее земель. Мы многое отстояли».
Но из новой версии генплана власти Крыма убрали почти все принципиальные замечания рядовых ялтинцев. Документ показывает, что в Ялте идет передел земли и собственности в пользу правящих кланов.
Общественница заявила, что не доверяет председателю горсовета Роману Деркачу, который ранее раздавал земли, а также депутатам ялтинского горсовета, у которых сейчас свои агентства недвижимости (последнее слово в принятии генплана - за ялтинскими депутатами, которые будут голосовать за документ). Затем г-жа Туманова перешла к теме военных здравниц.
«У всех военных санаториев раньше были свои строгие границы. По российскому законодательству таким объектам должны добавить охранные зоны, - продолжила Валентина Туманова. – У многих людей в этих зонах есть дома, ранее полученная земля.
У меня в руках обращения жителей Оливы. Как мне объяснили в архитектуре, [«охранные»] зеленые зоны делают для того, чтобы забрать землю у простых людей, а затем через год после принятия генплана снова изменить участкам вид разрешенного использования, отдать под строительство и забрать себе».
При этом Туманова отметила, что бывший вице-мэр Ялты Иван Паюк просил ее не вмешиваться в историю с Оливой, потому что «это решение правительства России, у них свои законы».
«Нужно снова проводить положенные по законы общественные слушания, - продолжила Туманова. - Надо требовать этого. Нас всего лишают. Для ялтинцев ничего не делают.
Несмотря на то, что жители Оливы обратились к Аксенову, у них уже все сносят. На их участки заехала тяжелая техника управления охраны президента, все ломают, выкорчевывают деревья. Закрыли единственный проход к морю и начали строительство.
То нас Украина грабила в лице Януковича, теперь нас пришла грабить Россия. Убили всю инфраструктуру. Нет ни санаториев, ни винзаводов. Хватит грабить народ».
Завершила свое выступление Туманова жалобой на то, что ее не включили в состав комиссии по генплану и лишили возможности защищать там интересы людей. И посетовала на то, что
территорию трех стадионов в поселке Никите обозначили как «зону общественно-деловой застройки». Что допускает спортплощадки, но в первую очередь позволяет вместо стадионов построить многоэтажки.
Эмоциональное выступление Тумановой ялтинцы проводили бурными аплодисментами. На лицах вице-мэра Ялты Тихоновой и архитектора Ялты Эдема Керимова читалось глубокое разочарование тем, что общественные обсуждения из протокольного мероприятия для галочки превратились в демонстрацию народной боли.
После Тумановой вышла группа общественников, которые пожаловались на то, что у них по новому генплану отняли выданные им при Украине участки. И возмутились тем, что не выполняется принятый после воссоединения Крыма с Россией федеральный конституционный закон, по которому все украинские документы, выданные до 18 марта 2014 года, признаются РФ.
Это, кстати, ключевая проблема для сотен ялтинцев, лишающихся по новому генплану своих земельных участков. От ответа на этот острый вопрос чиновники ушли.
Раздались одиночные реплики с требованием вернуть микрофон мэрии Ялты. Но в отличие от слушаний времен мэрства Ростенко, когда в зал приводили специально обученных спортсменов для закрикивания неудобных вопросов, явно подсадных на этот раз было два человека. Их реплики о том, что надо забрать у людей микрофон и дальше слушать общие слова о генплане, тонули в реве разгневанной толпы.
На этом моменте микрофон взял главный архитектор Ялты Эдем Керимов и сказал, что на все обращения ялтинцев по генплану мэрия не обязана предоставлять отдельные ответы, потому что это не предусмотрено процедурой общественных обсуждений. И сказал, что будет общее заключение комиссии, в котором будут все ответы на вопросы. Фактически признав, что по новой процедуре чиновникам легче оставить неудобные претензии граждан без реакции.
В ответ на попытку чиновника погасить накал обсуждения бюрократическими терминами, общественники снова вернули микрофон и спросили, почему простые граждане Ялты, живущие тут по три поколения, не могут получить хотя бы маленький клочок земли, в то время как под массово растущие элитные коттеджные поселки чиновники без проблем находят гектары земли.
Глава администрации Ялты Алексей Челпанов и его зам Виктория Тихонова
На этом моменте, через 50 минут после начала мероприятия, в зал пришел мэр Ялты Алексей Челпанов. Его встретили прямым вопросом.
«Почему в руководство города ставят бывших ФСОшников? – снова взяла слово общественница Валентина Туманова. - Они у людей отбирают их земли, несмотря на то, что закон обратной силы не имеет. Этого мэра поставили грабить людей».
Параллельно по залу ходил ялтинский общественник Сергей Сардыко, который собирал подписи под письмом к Путину с требованием назначить осенью новые общественные слушания по генплану. Почти все охотно подписывали это коллективное письмо президенту.
В это время к микрофону вышел замдиректора института Геоплан Андрей Опалинский и рассказал про транспортные проблемы, чем немного сбил накал. По мнению разработчика, наиболее экономически обоснованное решение – построить вдоль существующей трассы Ялта-Севастополь еще одну транзитную автостраду, по которой поедет транзитный транспорт, что освободит от него ялтинские дороги.
Замдиректора института Геоплан Андрей Опалинский отдувался за неспособных ответить по существу чиновников
После дорог снова вернулись к острым проблемам.
Мэра Ялты Челпанова спросили о том, учтена ли в генплане Ялты охранная зона для высаженного руками ялтинцев леса на Холме Славы. Это решение в 2015 году принял ялтинский горсовет, но администрация Ростенко отказалась его выполнять. Ведь эту землю ранее раздали под застройку, там уже выросла одна многоэтажка, из-за которой перекрыли общую дорогу к жилым домам. В 2018 году там же возникли заборы под строительство коттеджей. У Челпанова потребовали сделать на Холме Славы зеленую зону.
«Вопрос охранной зоны на Холме Славы это не вопрос генплана, - ответил Опалинский. – Это решает комитет по охране культурного наследия Республики Крым. Насколько мне известно, сейчас там охранная зона не установлена».
Тут слово перехватил Челпанов и вступил в полемику с разработчиками.
«Там уже охранная зона. Там уже все сделано», - заявил Алексей Челпанов. Но выяснилось, что таких документов у разработчиков генплана нет. Геоплан попросил у Челпанова предоставить бумаги.
После Холма Славы перешли к обсуждению судьбы очистных сооружений в Гурзуфе. На вопрос общественника Игоря Барышникова, сколько под их строительство отведено земли, разработчики ответили, что это земля «в их существующей конфигурации». Но всем известно, что существующие очистные реконструировать невозможно, парировал Барышников.
Чтобы сделать Гурзуфу адекватные очистные сооружения, нужно 5 гектаров земли. Такой территории в новом генплане не предусмотрено. Общественность сделала вывод, что в ближайшие годы у Гурзуфа есть большой риск захлебнуться в нечистотах.
После этого снова вышел общественник Сергей Сардыко и заявил, что Алексей Челпанов неспособен решать проблемы Ялты, равнодушно относится к городу и проблемам его жителей, а значит, не может обеспечить принятие для города нормального генплана. Сардыко обвинил мэра в том, что тот на 180-летие Ялты пил-гулял на банкете в «Вилле Елене» под пение Азизы, в то время как над Ялтой горел лес и население самоорганизовалось для помощи пожарным в его тушении. Зал похлопал общественнику, раздались реплики в том же духе.
Этого Челпанов не стерпел и сделал прямой намек на то, что Сардыко и его соратники пишут заказные статьи. Однако, после предложения пояснить кто именно, в каких целях и за сколько пишет заказные статьи, г-н Челпанов смутился. Сказал, что его не так поняли, он имел в виду, что «в городе есть люди, которые пишут заказные статьи».
После перепалки подняли вопрос о том, что Ялте добавили 600 гектаров земли, занятых сейчас виноградниками, для «общественно-деловой застройки». Разработчики парировали тем, что на этой территории виноград раньше рос плохо, а сейчас вообще не растет.
Далее обсуждение нового генплана предсказуемо перешло к особо больным для Ялты вопросам об уничтожении Приморского парка, сквера Некрасова (застройка прогулочной части набережной и сквера торговым центром «Фонтан») и застройке городской волейбольной площадки возле храма Александра Невского новым гостиничным комплексом.
Глава администрации обвинил во всем украинских мэров Ялты Сергея Брайко и Сергея Илаша, которые «не сделали границы» Приморскому парку. А потом заявил, что «вопрос Приморского парка - это не наша компетенция, он решается на республиканском уровне».
И оправдал продолжение застройки тем, что парк застраивается по украинским документам (в то время как у рядовых граждан отбирают по 5-10 соток с теми же украинскими документами). Из зала раздались крики, что в Приморском парке нужно все снести.
На этой волне юрист-общественник Алексей Кожухарь взял микрофон обвинил мэра Ялты в бездействии.
«Уничтожение Приморского парка Ялты это преступление перед всем народом России, - негодовал Кожухарь. - Где теперь соотечественникам гулять и отдыхать без парков? Что вы конкретно сделали для восстановления Приморского парка в бытность помощником Аксенова и теперь за несколько месяцев в качестве мэра Ялты?
Подала ли администрация хоть один иск в суд по застройке Приморского парка?»
К этому вопросу Алексей Челпанов был не готов. Сказал, что является противником происходящего в Приморском парке. Признал, что исков и серьезных активных действий по восстановлению парка возглавляемая им администрация не предпринимает.
Из-за зала снова раздались крики с критикой мэра и требованиями спасти Ялту от варварской застройки. Этого глава администрации уже не выдержал, пожелал всем хорошего вечера и быстро покинул большой зал горсовета.
Общественники Ялты намерены добиваться новых общественных слушаний по генплану, а также отмены сотен спорных моментов из нового документа.
После обсуждения генплана общественность активно делилась предположениями, что чиновники пытаются протянуть документ, легализующий превращение города в спальный микрорайон. Сетовали на уничтожение санаториев и появление на их месте «зон общественно-деловой застройки» под сомнительные инвест-проекты, которые связывают с командой главы РК Сергея Аксенова. Всех объединяла мысль, что шансов против админресурса мало, но пока хоть какие-то есть – Ялту надо спасать.
Скоро «Примечания» расскажут, какие еще тайны скрыты в новом генплане Ялты и кому из крымской элиты они могут быть выгодны.