Мне не нравится читать то, что пишут про Полунина. За выверенными строчками официальной биографии, за восторгами критиков и за сплетнями глянца — много боли, метаний и поиска своего пути.
Вся его жизнь — словно на изломе и каждый изгиб этого излома с удовольствием смакует публика. Татуировки, шрамы, признания в зависимости от боли и в употреблении наркотиков, разрывы с театрами, намертво приклеенный к нему ярлык «плохого мальчика от балета», имя возлюбленной на ладони и портрет Путина на плече...
Вот и севастопольские СМИ, сразу после того как Полунин заявил о том, что приедет работать в наш город, либо выдают официальную биографию, либо подхватывают истории про скандально-известного танцора.
Посмотрите на него — это все шелуха, это все не о нем. Вернее, о нем, но не это в нем главное. Посмотрите на него хотя бы в этой популярной его работе — после того, как ролик появился в сети, он стал вирусным, его посмотрели миллионы зрителей.
Но большинство из нас все равно знает о Полунине только что-то вроде «украинский танцор получил российский паспорт и сделал татуировку с портретом Путина».
Балетные критики уже много чего написали об отточенной технике, о мастерстве вращений и легком прыжке. Ничего в этом не понимая, я просто вижу, как он летит и сколько красоты в этом полете.
Одним талантом так не взлетишь. Невероятный трудяга с жесткой самодисциплиной — это в нем главное, в этом стержень.
Полунин трудился с 4 лет, сначала занимался спортивной гимнастикой в одной из спортшкол Херсона, потом перешел в танцевальную школу, а в 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище.
Ну а дальше все то, что мы знаем про вундеркинда — как уроженец Херсона в 13 лет выиграл международный конкурс и поступил в школу Королевского балета в Лондоне. В 17 лет, после окончания школы, был зачислен в труппу Королевского балета, а в 19 стал самым молодым премьером в его истории. А спустя еще пару лет — ушел из театра и начал искать себя. Попытки уйти из балета, кино, клипы, фэшн-съемки, своя студия в Белграде...
В балет его вернул Игорь Зеленский, экс-руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, ныне — худрук Баварского государственного балета. Зеленский сумел дать талантливому танцовщику то, что он искал — свободу самовыражения.
Всю жизнь Полунин словно пытается доказать, что достаточно хорош, чтобы быть свободным, оставаясь в театральной системе. Во-многом из-за этого весь его путь сопровождает шелуха сплетен и слава бэдбоя.
Лучше всего свое бунтарство охарактеризовал сам танцовщик в одном из многочисленных интервью в глянце.
«Себя я бунтарем не считаю. Я ничего ужасного не совершал. Я просто могу сказать в какой-то момент: «Я не хочу этого делать»».
Полунин не раз говорил о том, что классический балет мертв и я с ним отчасти согласна. Люблю танец во всех его проявлениях, но при этом никогда не интересовалась балетом. Понимаю, что это высокое искусство, но оно никогда меня не трогало — такая музейная культурная ценность, посмотреть интересно, но прикоснуться не хочется и с собой носить не будешь.
Пожалуй, только Кармен в исполнении Майи Плисецкой всегда со мной, живет в моей памяти — она зацепила эмоции.
И вот теперь, посмотрев работы Полунина из-за его грядущего назначения в Севастополь, я поняла — мне бы хотелось увидеть его в роли Спартака. Не могу судить, насколько он хорош и техничен в роли изящных принцев, оставим это балетным критикам. Но вот Спартак - это про него. Оружие и доспехи — бутафорские, а сила, гнев и воля — настоящие.
А чего хочет сам Полунин? В сети много его интервью, но там больше все той же «скандальной известности». Если покопаться в этой шелухе, можно понять — в нем есть движущая сила, способная оживить «мертвое искусство». Привнести в балет новизну, сделать его интересным обычному зрителю, вывести за рамки рафинированных пристрастий избранной публики — об этом думает «хулиган в татуировках».
А еще он думает о создании профессионального сообщества для защиты артистов балета. Красивые порхающие эльфы на сцене, в жизни они — бесправные трудяги, которые пашут с раннего детства и которых запросто вышвыривают после 35. Если послушать рассуждения Полунина о «внутряке» ведущих театров мира, становится понятно, как он заслужил свою репутацию бунтаря.
«Я не знаю другой сферы, где ты бы работал по четырнадцать часов в день шесть дней в неделю, оттанцевал сто двадцать постановок и бог знает сколько провел репетиций, чтобы затем, предположим, десять лет спустя тебе сказали: “Спасибо большое, мы в вас больше не нуждаемся”», — говорил танцовщик в интервью журналу Esquire.
В свете его будущей деятельности в Севастополе удивляют его взгляды на систему обучения в балете. Уже сейчас можно сказать — училище под его руководством будет особенным. Сергей не раз говорил в интервью, что хочет сломать балетную образовательную систему, построенную на принуждении.
«Детей лишают мотивации, и в итоге по окончании обучения они чувствуют себя абсолютно потерянными. Они не умеют мыслить самостоятельно, им говорят — они делают. Но я уверен, что артист должен в первую очередь самовыражаться, для чего его нужно научить думать и принимать решения — делится артист и заявляет - моя система будет построена на свободе и доброте к детям. Такая «классика» балетной школы, как крик, унижение и рукоприкладство, недопустимы»
Но кому это интересно? Скандально известный хулиган с Путиным на груди — это все, что мы знаем о Полунине.
Севастопольское хореографическое училище, которое он планирует возглавить, будет создано через несколько лет.
Напомним, в октябре прошлого года на Международном культурном форуме в Питере министр культуры Владимир Мединский анонсировал масштабный федеральный проект: создание культурных кластеров во Владивостоке, Севастополе и Калининграде. К концу 2018 года Владимир Путин уточнил эти планы — в проект будет включен еще один город, Кемерово.
Планируется, что в четырех регионах появятся музейно-выставочные комплексы, а также филиалы Большого и Мариинского театров, Эрмитажа и Третьяковской галереи.
Известно, что в Севастополе под этот проект выделили участок на мысе Хрустальный, строительная компания Ротенбергов уже начала там работы. Комплекс будет включать в себя театр оперы и балета, художественный и исторический музеи, хореографическое училище с кампусом. Открытие кластеров предварительно запланировано на 2023 год, на их создание будет выделено 25 миллиардов рублей.
За годы строительства нового театра и училища многое может измениться в жизни и карьере Полунина. Станет ли он жить и работать в Севастополе и как сложатся его отношения с нашим городом, покажет время. Может, он будет появляться здесь только иногда, в перелетах между Лондоном и Москвой. А может, странствующий артист обретет здесь дом, вложит в своих воспитанников всю душу и его талант станет частью души особого города.
И тогда мы увидим его Спартака в Севастопольском театре оперы и балета — гениального бунтаря в самом пассионарном городе.