Николаев и Овсянников зовут инвесторов в единое окно

Губернатор Севастополя одобрил работу Корпорации развития города по привлечению инвесторов. Предложения ее главы Олега Николаева будут проработаны совместно с правительством и АСИ. В частности, Овсянников одобрил создание центра развития предпринимательства на базе Корпорации, а также разработку льготных арендных ставок для социально-ориентированного бизнеса.
Андрей Лучников , Надежда Исаева
13.12.2017

12 ноября губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников провел расширенное заседание Совета по улучшению инвестиционного климата в городе Севастополе. В нем приняли участие генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, глава Корпорации развития Севастополя Олег Николаев, представители «Опоры России» и «Деловой России», Торгово-промышленной палаты, органов исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообщества.

Овсянников признал, что в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов Севастополь занимает место «недалеко с конца». Исправить это может внедрение практики «единого окна» для заинтересованных инвесторов, сообщила Чупшева — например, на базе Корпорации развития Севастополя.
«Мы договорились с губернатором: в отраслевом разрезе на базе Корпорации собрать действительно такой центр компетенций по сопровождению предпринимателей, бизнеса, — говорит гендиректор АСИ. — Роль агентств, Корпорации — в выполнении одного окна сопровождения, когда полностью готовится и документация, и заявки для участия в каких-то федеральных программах: для получения грантов, субсидий, для программ профильных министерств, для программ мер поддержки, которые предоставляются правительством Севастополя. Я думаю, даже в таком режиме бизнес почувствует облегчение доступа к этим мерам поддержки».

 
Главы АСИ в Севастополе и РФ: Елена Баженова и Светлана Чупшева

Олег Николаев отметил, что в основном в Севастополе развивается туризм, виноделие и судоремонт, но в городе крайне слаб платежеспособный спрос. Здесь практически нет крупных предприятий и почти нет конкуренции, существующим бизнесам не хватает стимулов для саморазвития. С одной стороны, это проблема, но с другой — Севастополь мог бы превратиться в экспериментальную площадку для мер поддержки малого и среднего бизнеса в отсутствие крупных игроков, считает Николаев.

«Из существующих мер поддержки только по линии Минэкономразвития в Севастополе реализуется две программы: микрофинансовый центр и гарантийный фонд, — напомнил Олег Николаев. — Но даже они работают не в полном объеме. Средний фонд в другом регионе страны обеспечивает заявку на 30 млн рублей, в Севастополе – на один миллион. По сути, такая мера поддержки декоративна. Гарантийные фонды в других регионах имеют договора с корпорацией МСП-банка, что позволяет местным предпринимателям после проверки региональным фондом попадать под программы федеральной помощи, где объем предоставляемых гарантий кратно больше. Я не буду говорить о программной поддержке Ростуризма и Минпромторга, системный механизм финансовой поддержки от которых в городе, к сожалению, пока не налажен. Как-то обеспечивается работа с Минсельхозом, но, на мой взгляд, тоже не в полном объеме».
Николаев предложил учитывать при формировании бюджета софинансирование федеральных программ, идущих на поддержку севастопольских предпринимателей и товаропроизводителей.

«На один региональный рубль привлекать три федеральных и десять частных рублей. Мы также предлагаем совместно с корпорацией МСП, АСИ, «Деловой Россией», «Опорой России», институтом бизнес-омбудсмена выработать рекомендации по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса в Севастополе», — предложил Николаев.

По словам главы Корпорации Севастополя, необходимо создать пилотную площадку, где будут отработаны новые формы поддержки условий работы для бизнеса.

«Севастополю необходимо сформировать пул инвестплощадок и объектов недвижимости, и подготовить их к реализации инвесторам, — говорит Николаев. — Мы предлагаем создать систему ГИС-инвестор — электронную площадку, где бизнес сможет, например, узнать, где есть свободные промышленные помещения и земельные участки. Создать на базе Корпорации развития Севастополя центр развития предпринимательства, которого на данный момент нет, и принять нормативно-правовой акт о льготных арендных ставках для социального предпринимательства и приоритетных направлений бизнеса».

По данным бизнес-навигатора Корпорации МСП, в Севастополе есть всего восемь имущественных объектов, доступных для коммерческой аренды, а информации по земельным участкам вообще нет, говорит Николаев. Еще одна трудность для привлечения инвесторов и развития бизнеса — отсутствие закона о критериях, по которому предприниматели могут получить землю без длительных конкурсных процедур для крупных проектов социальной направленности.

«Льготные арендные ставки для социально ориентированного бизнеса нужны, согласен, — ответил губернатор. — Конечно, мы сделаем это в рамках законодательного собрания. По тому, чтобы увеличивать роль Корпорации и воплощать те современные идеи, которые озвучивает Олег Александрович, приводить в жизнь – абсолютно согласен. Как вы правильно отметили, у нас нет закона о критериях, чтобы предоставлять участки. А продавать на конкурсе земли, которые вместо инвестпроекта потом превратятся в стройки, тоже не дело. Тот же самый проект «Терруар-Севастополь» в качестве одной из составляющих развития авторского виноделия: мы не можем его реализовать без данного закона», — сказал Овсянников.

В то же время, не все так плохо в инвестиционном климате Севастополя, подытожила замгубернатора Алсу Гайнутдинова: по проблемным направлениям работа ведётся уже сейчас, и в отдельных случаях показатели превышают среднероссийские.

«Есть показатели, которые у нас зашкаливают за 90% – это качество инвестиционного портала, законодательство по поддержке инвестиционной деятельности, надзорно–контрольная деятельность. По этим показателям есть огромная положительная динамика».

Итогом совещания стало подписания соглашения между правительством Севастополя и АСИ.