Ночь музеев в Севастополе: скучно, господа

Каждый год мы пишем про «Ночь Музеев» в Севастополе с надеждой, что увидим и расскажем что-то новое. Основная цель этой ежегодной акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. В этот день большинство музеев раскрывают свои двери до поздней ночи, преподнося сюрпризы гостям в виде интересных акций, перфомансов, выставок и лекций.
Юлия Бучина
22.05.2017

Тема этого года — 100-летие революции 1917 года в России. В Москве по этому поводу и в ретропоезде 1935 года можно было покататься (год запуска метрополитена), и танцы 20-х годов разучить, и даже в зоопарк попасть на лекцию «О тех, кого не любят» — про жаб, крыс и тараканов.

В негласно признанном главном музее города Севастополя — Художественном музее имени Крошицкого — темой почему-то стали «Цветовые коды изобразительного искусства», которые должны были раскрыться аж в шести экспозиционных залах. На основной экспозиции (на которой до сих пор нельзя фотографировать, даже раз в год) тема цвета раскрывалась с помощью прожектора, который светил на картины, меняя цвет. Вот, в общем, и все.

Как известно, в Севастополе музеев и галерей меньше, чем в Москве, и сравнивать с Москвой бессмысленно. Однако в столице из года в год каждый «дом культуры» пытается удивить, заманить к себе новых посетителей и придумать акции, способные затмить остальные по уникальности. В некоторых музеях Москвы выстроились огромные очереди — как на выставку Серова. В Севастополе же дождь распугал половину посетителей.

Акция в музее Крошицкого проходит далеко не первый год, однако при входе мы замечаем все тех же танцовщиц живота и абсолютно бессменную основную экспозицию. На первом этаже слева — выставка про цвет. Чувства вызывает неоднозначные: на полу разложены геометрические фигуры из покрашенного дерева, в остальном же серия картин на стенах — что-то из программы цветных мазков на полотнах.

Элеонора прошлую акцию «Ночь Искусств» провела в Москве, а в этом году оказалась в Севастополе: «Здорово, что Севастополь приобщается к международным акциям, но уровень оставляет желать лучшего. Непонятно, почему в "Ночи музеев" участвует так мало самих музеев и почему проводимые экспозиции выполнены в стиле "сборной солянки". Например, в галерею Крошицкого пришло много севастопольцев, несмотря на дождь, но ничего нового они не увидели».

Единственная хорошая и качественная выставка  «Мыс священной собаки» — прибыла в наш музей из Ханты-Мансийска. Она была создана по мотивам произведений писателя–ханты Романа Ругина и рассказывает о традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера. Материалы к проекту собраны в этнографических экспедициях Музея Природы и Человека на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где издревле проживают шурышкарские ханты.

На выставке можно увидеть вещи предков, которые передаются из поколения в поколение, это и деревянные люльки для детей, «ложные косы» для женщин, шейные наборы, мешки для рукоделия с нитками из сухожилий животных, маленькие сапожки, как дар духам, и конечно же, собачьи упряжки.

Для северных народов собака была дарована свыше, чтобы быть другом и помощником человеку. Убить собаку считается большим грехом. Вместе с тем, раз в семь лет совершается жертвоприношение — собаку наряжают как невесту, сажают в лодку и отправляют по воде, тем самым принося жертву верховному божеству.

Авторские иллюстрации на полотнах выставки — тоже ручная работа Музея Природы и Человека. Остается им лишь позавидовать. Правда, выставка совсем не вяжется ни с цветовыми кодами, ни с революцией 17-го года.

На весь осмотр «ночи музеев» можно было потратить около 30 минут.