О том, что правительство готово поддержать предоставленный БРУ проект специального инвестиционного контракта, Овсянников объявил в пятницу после заседания совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
«Сейчас на заседании совета мы рассмотрели предложения Балаклавского рудоуправления по переносу части мощностей, которые находятся в бухте, в другое место, — сказал Овсянников.- Мы готовимся к подписанию инвестиционного соглашения на следующей неделе. Сегодня это решение было утверждено, на следующей неделе, после утверждения правительством города, мы данный контракт подпишем. Уже через три года там не будет соответствующих мощностей и компания будет несколько иначе строить свою производственную деятельность, которая не будет так влиять с точки зрения экологии, с точки зрения шума на Балаклавскую бухту», — говорит врио губернатора.
Вид на карьер Псилерахи
Согласно проекту соглашения, город на ближайшие пять лет вдвое снизит предприятию арендную плату за землю — с 75 до 36 млн рублей.
БРУ в ответ обязуется в течение трех лет ликвидировать
Кадыковская дробильно-обогатительная фабрика, подлежащая модернизации
Существующие рабочие места рудоуправление должно сохранить, а производительность труда — повысить. Продажи готовой продукции к 2022 году должны вырасти на 200 млн рублей — до 1 млрд руб в год. Прогнозируемые налоговые отчисления за ближайшие пять лет составят 1 млрд 217 млн рублей. Из них 780 млн — в бюджет Севастополя, остальное — в федеральный бюджет.
В обмен на льготы по аренде город через три года получит два земельных участка на берегу Балаклавской бухты, площадью 64,7 тыс. кв. м и 201 тыс кв. м, на которых сейчас размещены производственные мощности, маневровый участок и склады готовой продукции.
О том, что Балаклаву должно покинуть БРУ — постоянный источник пыли, индустриального шума и общего дискомфорта для жителей и туристов — севастопольская власть активно заговорила еще в 2008 году при подготовке Генплана города. А перенос
Руководство Балаклавского рудоуправление признается: инвестиционное соглашение — единственный способ сохранить предприятие. Арендные ставки для БРУ, по мнению менеджмента, крайне высоки. На материке компании аналогичного профиля платят за землю в десятки, а иногда и сотни раз меньше. Однако в сложившейся ситуации приходится искать компромисс.
Рекультивация карьера Таврос
«Мы вносим свои предложения, город свои, — комментирует проект контракта директор БРУ Валерий Немченко. — У правительства есть определенные ограничения [по арендной ставке], мы либо их принимаем, либо не принимаем. [Ставку] ниже они нам дать не могут. Мы решили, что лучше предложение принять, потому что альтернатива — это закрытие предприятия».
Рудоуправление переживает не лучшие времена, продажи предприятия в последние годы упали. Основные клиенты — крымские потребители. Продукцию отправляют на содовый завод в Красноперекопске, строительство Керченского моста и автомобильных дорог. Фракции известняка, подходящие для использования в качестве флюсов в металлургическом производстве, остаются невостребованными.Однако по сравнению с предыдущим периодом, когда после присоединения к России предприятие потеряло основные рынки сбыта на материковой Украине, объемы продаж все же выросли.
«За последние полгода у нас выросли объемы реализуемой продукции, — говорит Немченко, признавая, что продажи, заявленные в проекте соглашения, вполне достижимы. — На данный момент даже ощущается недопроизводство, которое мы компенсируем за счет готовой продукции, хранящейся на складах и не реализованной в предыдущие годы. Пока продукция есть, но через три года ее запасы закончатся. Мы должны к этому времени реконструировать производство под нужды рынка. Прогнозируемые продажи для нас — еще один аргумент в пользу подписания этого контракта».
Предприятие также надеется на скорейшую сдачу моста через Керченский пролив, которая позволит отправлять продукцию БРУ по железной дороге на материк. Если тарифы не вырастут, прикидывает директор, рудоуправление сможет поставлять щебень на стройки Краснодарского края и флюсы на металлургические предприятия.
Запасы известняка в единственном действующем карьере БРУ Псилерахи оцениваются в 31 тыс тонн, что при нынешних объемах производства позволит вести добычу вплоть до 2032 года. Параллельно на карьерах будет продолжаться рекультивация земель.
Транспортер, по которому порода поступает на дробильную фабрику, расположенную ниже по клону
От первоначальных планов украинского олигарха Новинского, собиравшегося перепрофилировать горнодобывающее предприятие в компанию рекреационного профиля (именно под эту идею
«Проект "Балаклава-Грин" — это круглогодичный курорт европейского уровня, — говорит Немченко. — В рамках его реализации предполагалось, что БРУ будет выступать исполнителем работ. Планировалось реинвестирование части прибыли. Но основные средства должны были принести масштабные внешние инвестиции.
Сейчас у нас два приоритетных направления: первое — сохранение предприятия, и второе — экологическое направление. И в рамках инвестсоглашения мы реализуем оба направления: сохраняем рабочие места до момента полной выработки месторождения, модернизируем производство — с попутным высвобождением западного борта Балаклавской бухты и ликвидацией промобъектов. Это мы будем делать за свой счет. Вклад правительства в эту работу — сниженная плата за землю».
Карьер Кадыкой
Параллельно БРУ будет продолжать поиск инвесторов для строительства рекреационных объектов на рекультивируемых участках карьеров в будущем.
«Мы не отстраняемся от этого процесса. Найдем мы инвестора или появятся у рудоуправления возможности самостоятельно стать инвестором на правах застройщика — увидим, сейчас
Тем не менее с самыми лакомыми кусками земли на берегу бухты Балаклавскому рудоуправлению все же придется расстаться. Подписать контракт Овсянников пообещал на следующей неделе. Заключение соглашения позволит БРУ, учитывая все обязательства, проработать ближайшие пять лет на грани рентабельности, считает Немченко.
В правительстве в перспективах Балаклавы не сомневаются: инвесторы, готовые вложить средства в участки, покинутые БРУ, найдутся незамедлительно — место очень привлекательное. Если же частный капитал не проявит должной активности, на помощь придет программа ФЦП, в которую заложены 4,5 млрд рублей на строительство яхтенной марины. Этих денег хватит на все, уверены чиновники — и на инженерные коммуникации и на инфраструктурные объекты. Главное, в кратчайшие сроки убрать с живописных склонов промзону.
Позитивно отозвался о соглашении правительства Дмитрия Овсянникова с БРУ и руководитель Корпорации развития Севастополя Олег Николаев. По его мнению, городская власть впервые продемонстрировала правильный инвестиционный подход к реализации масштабных проектов. Он выразил надежду, что Севастополю удастся найти понимание и с Минобороны, и с ФСО для выполнения поручения президента по Балаклаве, а в дальнейшем и по другим площадкам. «В Балаклавском районе есть достаточно организаций и людей, которые делают это место точкой притяжения. Считаю, что концепцию Балаклавы нужно готовить вместе с "Золотой балкой", реставраторами — "Ратоборцами", музеями, яхтсменами, девелоперами, виноделами и всеми, кто уже делает территорию центром международного туризма», — написал Николаев в Facebook.