Фотографии обновленного участка плато возле верхне станции канатной дороги, где в мае этого года снесли уродливый городок татарских кафе и лавок, выложила в Facebook жительница Крыма Ирина Павленко.
За последние пару месяцев там мало что изменилось: все те же геометрические дорожки с землей под газоны между ними, кованая ограда вдоль обрыва, залитые бетоном останки фундаментов кафешек и довольно унылая темно-серая троутарная плитка. На презентацию проекта реконструкции плато со стекляными барьерами и нависающими над обрывам балконами это пока мало похоже, да и будет ли похоже вообще - неизвестно.
Из относительно нового: на плато, недалеко от верхней станции канатки, появилась вертолетная площадка со знаком Н - Helicopter.
Что делать здесь избалованным пассажирам вертолетов, не совсем понятно. Возможно, они смогут сделать здесь остановку на пути из аэропорта "Симферополь" к дорогим вилледжам и отелям Южного берега, чтобы покататься по яйле на джипах или поохотиться, сэкономив время на подъеме по серпантину со стороны Ялты или Бахчисарая. Потому что просто гулять здесь пока не тянет, и дело не только в ненастной погоде, в которую были сделаны эти снимки: вокруг пустота.
Впрочем, рядом со станцией канатки установлены рамы для проката велосипедов. Судя по логотипам, заниматься этим бизнесом будет созданная при экс-мэре Ялты Андрее Ростенко организация "Фрирайт", ставшая бизнес-монополистом на ялтинской набережной.
Эта же организация мнонополизировала, по словам местных предпринимателей, и платный доступ к зубцам Ай-Петри. Чтобы пройти туда пешком через лесок, нужно заплатить обитателю этой будки. По крайней мере, в теплое время года.
Случайность это или закономерность, но на подходах к объекту традиционного для этих мест "шнкуркового бизнеса" наблюдается характерная неряшливость.
Сохранился после реконструкции и оазис рыночного хаоса, царившего здесь на нескольих гектарах больше 15 лет. Сосредотчен он теперь возле здания верхней станции канатки, перешедшей когда-то в собственность Надежды Олефир - бывшей жены ялтинского депутата и бизнесмена Лери Сванидзе. Здесь же расположено единственное площадке кафе с незатейливым названием "Верхнее". Кормить и отоваривать туристов на плато Андрей Ростенко публично разрешил теперь только ей.
Велосипеды в прокат появятся здесь теперь только следующим летом. Но если асфальтированную дорогу, ведущую к канатке со стороны спуска к Ялте, не излечат от гигантских ям, кататься на них будет проблематично: грутновки на Ай-Петри сплошь каменистые. А вкладываться в качественный ремонт дорожного полотна никто не спешит - остатки асфальта пока просто разровняли грейдером и засыпали щебенкой.
Впрочем, ростки стихийной торговли прорастают и сквозь уложенную застройщиком евгением Кабановым плитку. Вот этот человек даже в холодный и промозглый день, на свистящем ветру торгует вином в розлив. Скорее всего, оно фальшивое - какой-нибудь подкрашенный компот со спиртом, дай бог чтобы этиловым. Еще полгода назад такого добра здесь было навалом почти в каждой татарской кафешке.
Эти заграждения на дороге остались тоже от "татарских" времен. Чернявые парни из фирм, опекавшихся экс-главой бахчисарайского Меджлиса Ахтемом Чйгозом (осужден за причастность к организации столкновений под стенами Верховного совета Крыма 26 февраля 2014 года), сшибали с желающих припарковаться по 100 рублей. Теперь эти ограждения сторожат пешеходную зону. Будут ли летом брать деньги за проезд внутрь, пока не ясно.
Справа, где видны мощеные троутарной плиткой дорожки, находился массив снесенных кафе. Слева - угадывается в тумане абрис станции канатной дороги. Будем надеяться, что пустые земляные клумбы между дорожками засеют травой и декоративными кустарниками, как и было предусмотрено проектом.
Вид на это же место с другой стороны. Снимок сделан в начале лета этого года, сразу после добровольно-принудительного сноса шалманов. Здесь видно, как выглядело пространство, ныне вымощеное плиткой.
А этот снимок был сделан нексколько лет назад. Просто для сравнения. Чтобы судить объективнее, делайте скидку на солнечную погоду.