Жительница Ялты, общественница Анна Шаульская весной этого года заметила, что кипарис, растущий недалеко от ее многоквартирного дома, начал чахнуть и засыхать. Ствол накренился, сердцевину побили насекомые, крона пожухла. Кипарис угрожающе навис над дворовой парковкой и кабелем уличного освещения.
Все лето Анна наблюдала как дерево гибнет, ждала, что отреагируют городские службы. В августе решила взять ситуацию в свои руки. Выяснилось, что дерево стоит не на придомовой территории, поэтому управляющая компания заниматься им не будет. Тогда Анна написала обращение в муниципальный «Зеленстрой». Ответ пришел оперативно - буквально на следующий день: это не наша территория, заявили чиновники, отвечающие за парки, скверы и зеленые зоны ЮБК. И порекомендовали обратиться в Горсвет, так как кипарис наклонен в сторону проводов.
В Горсвете не стали утруждать себя развернутыми ответами. В теле электронного письма содержалась лишь одна строчка — с адресом департамента ЖКХ администрации Ялты. Но туда Анна писать не стала, а отправилась лично. Чиновники разделили обеспокоенность женщины, но посетовали, что ничем помочь не могут: в бюджете на кипарис денег нет. Денег нет даже на то, чтобы заказать акт обследования дерева, который подтвердит, что оно уже мертво — за это департаменту придется заплатить отделу экологического муниципального контроля Ялты.
Анне посоветовали самой обратиться к экологам — с физических лиц они денег не берут. А потом уже с актом снова обратиться в департамент ЖКХ. И тогда, может быть, кипарис включат в план на следующий год, и будут выбивать под него финансирование в бюджете-2018.
Обо всем этом общественница вспоминает со смехом. «А еще я хотела обратиться в горгаз, - говорит она. - Но оказалось, что кипарис наклонен в другую сторону от проходящей рядом газовой трубы. Звонила в Центр оперативного регирования при Совмине Крыма, реагируют до сих пор: три месяца прошло». Анна говорит, что спилила бы кипарис сама, но боится штрафов, все-таки редкое дерево.
Эта ситуация лишь на первый взгляд кажется забавной. Каждый год в межсезонье во время штормов в Крыму падают десятки деревьев. Они ломают крыши домов, сминают автомобили, калечат и убивают людей. В 2013 году в Гагаринском парке Симферополя во время урагана упавшее дерево навсегда приковало к инвалидному креслу молодую девушку из Севастополя, поэтессу Алину Стародубцеву.
Весной 2017-го обрушившееся в селе Путиловка Бахчисарайского района дерево убило 17-летнюю девушку. Местные жители утверждают, что неоднократно жаловались чиновникам на сухостой, но те так ничего не предприняли.
Так уж в Крыму повелось: когда деревья нужно пилить под стройку или ларек, все решается быстро, а когда речь о безопасности неплатежеспособных людей — возникают обстоятельства непреодолимой силы. Видимо, потому что эта государственная машина без денег не работает в принципе.