Середина марта проходит под знаком возвращения в Россию внутренней политики. На первом плане остаются циркулирующие с осени 2018 года слухи о неизбежных отставках губернаторов перед началом нового избирательного цикла. При этом надо заметить, что главным предвыборным регионом пока выступает Санкт-Петербург, где врио руководителя уже назначен Александр Беглов.
Если раньше ходили слухи, что его предвыборная кампания практически отдана на откуп политтехнологам предпринимателя Евгения Пригожина, то теперь все в один голос говорят, что Беглова «ведет» непосредственно администрация президента. Некоторые даже пытаются доказать, что между сектором замглавы АП Сергея Кириенко и пригожинской командой существует подобие конкуренции.
Якобы вовсе не случайно появились публикации о неудачной попытке политтехнологов так называемого «повара Путина» вмешаться в выборы президента Мадагаскара. Целью «слива» этой информации журналистам, как предполагает источник, близкий к администрации президента, могло быть развенчание мифа о Пригожине как «сером кардинале», успешно вмешивающемся во внутреннюю политику африканских стран в интересах Кремля. Заодно решена была и задача показать неэффективность пригожинских специалистов по выборам, чтобы раз и навсегда закрыть вопрос о том, кто же отвечает за главную предвыборную кампанию в Санкт-Петербурге.
Ресурсы, конечно, несопоставимы. Ведь Пригожин вряд ли смог бы организовать принятие Госдумой, а затем отклонение Советом Федерации законопроекта, запрещающего размещение хостелов в жилых домах. Администрация же президента, судя по всему, сумела это сделать, повторив модель «губернатора — народного заступника», которую перед новым годом успешно использовали в Приморском крае. Там, напомним, кремлевский кандидат Олег Кожемяко «добился» (как говорят, не без вмешательства АП) права для приморцев не устанавливать на приобретаемые в Японии дешевые подержанные праворульные иномарки систему «ЭРА-Глонасс», которая бы их значительно удорожила.
Однако нам хотят показать, что Беглов сумел переплюнуть Кожемяко и, выступив против запрета размещения хостелов в жилых домах, сумел приостановить введение этой нормы на территории сразу всей страны.
С такими «масштабами влияния» врио губернатора Санкт-Петербурга наверняка останется на первом плане и дальше, после того как в отставку отправятся губернаторы сразу нескольких регионов и там развернется борьба за освободившиеся посты.
Судя по тому, что говорили раньше и о чем пишут уже и в медиа в последнее время, «губернаторопад» затронет субъекты Федерации, так сказать, не первого ряда.
Как ходят слухи, администрация президента обсуждает сейчас возможность увольнения еще до конца марта (самое позднее — в апреле) от двух до шести губернаторов, а может даже и больше. Решение, впрочем, не принято и находится на рассмотрении чуть ли не лично Владимира Путина. Предварительно якобы окончательно согласованы отставки глав Мурманской области Марины Ковтун и Республики Алтай Александра Бердникова.
Еще двое губернаторов-«патриотов», что называется, «под вопросом». Например, поста может лишиться выходец из Общероссийского народного фронта (ОНФ) глава Волгоградской области Андрей Бочаров. Также «в подвешенном состоянии» находится руководитель Челябинской области Борис Дубровский. Правда, из последней версии слухов о грядущих отставках его все же исключили, — вроде бы в Кремле решили оставить Дубровского пока на его нынешнем посту.
Стоит напомнить, что ранее слухмейкеры включали в «черный список» губернатора Оренбургской области Юрия Берга, главу Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, который может стать жертвой громкого уголовно-коррупционного скандала, связанного с арестом сенатора Рауфа Арашукова.
Не раз упоминали и губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, а также главу Республики Крым Сергея Аксенова. Впрочем, несмотря на накопившиеся претензии к двум последним политикам, вряд ли кто-то станет их увольнять прямо в тот момент, когда отмечается пятилетие присоединения полуострова к России.
Помимо губернаторов политическую сцену вновь оживили парламентские партии. «Справедливая Россия», о судьбе которой ходят самые разные слухи с осени 2018 года, неожиданно приняла в свои ряды бизнесмена Константина Малофеева, который находится под западными санкциями в связи с тем, что его обвиняют в финансировании незаконных вооруженных формирований на территории Украины. Партию Малофееву якобы «продали» не целиком, а так сказать, лишь частично. Как бы то ни было, учитывая его политические установки, «Справедливая Россия» к парламентским выборам 2021 может стать «монархо-имперо-социалистической», то есть будет пытаться совместить сразу несколько идеологий.
В обмен, понятное дело, бизнесмен должен взять партию на содержание, ведь у нее еще в прошлом году закончились спонсоры на федеральном уровне и дело дошло до того, что начались трудности с выплатой зарплат центральному партийному аппарату. Теперь перебоев с финансированием, скорее всего, не будет. Появятся у партии и собственные СМИ — медиагруппа «Царьград» со своим, пусть и не федеральным, но работоспособным телеканалом.
Впрочем, не факт, что это поможет «эсерам» вновь избраться в Госдуму в 2021 году. Монархические идеи, судя по соцопросам, среди россиян не так уж и популярны. Хорошо будет, если партия после этого сумеет провести в нижнюю палату парламента хотя бы нескольких одномандатников-консерваторов.
На это, кстати, как говорит источник, знакомый с обсуждением этой темы в администрации президента, может быть и весь расчет. Идея в том, чтобы немного разбавить Госдуму яркими персонажами. При этом к монархистам, скорее всего, Кремль постарается добавить и узнаваемых либералов. Вот только пока не определился — каких именно.