Особенность Ялты в том, что отстаивание интересов города и его жителей целиком перешло здесь к внесистемным общественникам, действующим через социальные сети. Одной из причин стало то, что местная Общественная палата перестала выполнять свои функции, превратившись в инструмент легитимации любых решений исполнительной власти.
Общественная палата появилась в Ялте в 2015 году. Среди ее 28 членов — предприниматели, юристы, известные в городе люди. Две трети членов ОП представляют различные общественные организации. При этом у большинства из них или есть собственный бизнес в Ялте, или они имеют к бизнесу отношение. На момент создания палаты все ее члены устраивали обе ветви местной власти.
Как говорят наши собеседники, история превращения Общественной палаты Ялты в фактический орган мэрии началась с финансовых трудностей у местного телеканала «Ялта ТВ», гендиректор которого Юрий Андрущенко возглавил ОП. В 2015 году каналу катастрофически не хватало денег, сотрудники говорили о скором увольнении. Кризис помог преодолеть мэр Андрей Ростенко, вручивший Юрию Андрущенко 150 тысяч наличными. Вскоре Ростенко публично похвастался своей щедростью: дескать, мы финансово помогаем местному телевидению, поэтому это наш канал. Неудивительно, что после этого из эфира «Ялта-ТВ» исчезла любая критика в адрес чиновников, в эфир перестали пускать оппозиционных депутатов.
Эту информацию директор Ялта-ТВ Юрий Андрущенко опровергать не стал. Он убежденный сторонник благоприятного освещения работы властей на канале и утверждает, что у ушедшего в отставку сити-менеджера не было «финансового рычага» влияния на ОП. «Нас не запугать деньгами, в 2017 году мы не получили ни копейки от администрации, можете аудит провести, — сказал «Примечаниям» Андрущенко. — В 2016 нам был выделено меньше денег, чем требовалось.
Вообще, я считаю, что смысл ОП — не в контроле над властями. Палата является советником, «коллективным разумом» общественности, помогает власти в решении задач и предостерегает от ошибок».
Председатель ОП настаивает, что решения в равной мере зависят от всех 28 членов органа. Но это не так: у председателя есть полномочия не подписывать письма ОП в высшие инстанции. И Андрущенко, как глава органа, не раз снимал с повестки вопросы с острой критикой администрации, называя их «сырыми». Поэтому члены палаты писали письма в Москву, не дожидаясь визы председателя органа.
«Председатель палаты собирал все документы от комиссий ОП и складывал их себе в стол, — сетует бывший председатель комиссии по землепользованию и экологии ОП Ялты Сергей Попов. — Умалчивал всю информацию о ситуации в земельной сфере, отказывался подписывать письма главе Крыма Сергею Аксенову и вышестоящим чиновникам. Игнорировались документы по нарушениям в сфере НТО, выделению без конкурса точек помощнику бывшего мэра. Обсуждение этих проблем Андрущенко считал несвоевременным».
Примечательно, что у Общественной палаты Ялты не было своего помещения для работы. Сначала в горсовете ОП отвели депутатскую комнату, но, когда горсовет возглавил протеже г-на Ростенко г-н Деркач, палата лишилась и этого помещения.
Ряд членов ОП Ялты пытались включиться в борьбу с коррупцией, но эти попытки не были поддержаны руководством органа, говорит Попов. В частности, по его словам, не были проверены условия, на которых выдавала разрешения на строительство заместитель Ростенко Татьяна Кухтеева. Андрущенко, Ростенко и председателя горсовета Деркач отклонили «Проект разгрузки дорог в центре Ялты», который экспертная группа сделала для муниципалитета бесплатно. Реализуемый сейчас в Ялте платный проект вызвал шквал критики.
Попову все это надоело, и он ушел.
На нездоровую ситуацию в ОП сетуют и другие ее члены, вышедшие из состава палаты по аналогичным причинам.
«ОП подмяла под себя администрация, которая слушала только себя и зарабатывала деньги на глазах у горожан: парковки, торговые точки и т.д, - сетует бывший председатель комиссии по ЖКХ, нормативно-правовым вопросам и связям с органами местного самоуправления Анатолий Куземенский.
– Хотя у нас были и победы: например, мы отбили попытку липецких фирм захватить сферу ЖКХ Ялты. Но многое мы не смогли побороть. Часто Ростенко называл нас демагогами. При этом он сам не мог ответить на прямые вопросы: почему он в 2016 году говорил, что в Ялте нет платных парковок, в то время как работало 10 таких объектов?»
Нынешнему составу ОП осталось работать полгода. Глава органа Юрий Андрущенко оценивает работу высоко. Он считает одним из главных достижений органа неучастие палаты в конфликте мэра с горсоветом.
Тем не менее, Общественная палата Ялты превращена в симулякр, и это ярко иллюстрирует конфликт вокруг строительства крематория. В 2016 году новость о том, что на кладбище у подножия Ай-Петри, рядом с водопадом Учан-Су, планируется построить крематорий, ялтинцы встретили в штыки. Проект продвигал лично Андрей Ростенко, и тогда Общественная палата включиться в острую дискуссию не решилась. Когда Ростенко уволился, и.о. главы города Елена Сотникова выступила против крематория. И тут ОП сразу высказала свою позицию. Разумеется, она полностью совпала с позицией исполнительной власти.