Правительство Севастополя оказалось в центре громкого скандала из-за нарушений законодательства при финансировании строительства очистных сооружений «Южные» стоимостью 6,85 млрд руб. Как признал арбитражный суд (АС) Севастополя по иску прокуратуры, почти треть этой суммы (2,05 млрд руб.) заказчик незаконно вывел из-под казначейского сопровождения и перечислил на счет подрядчика АО НПП «Биотехпрогресс» в лишившемся лицензии банке ОФК, совладельцем которого являлся адвокат Николай Егоров, однокурсник Владимира Путина. Прокуратура заявляет, что ситуация привела к «утрате госконтроля за расходованием бюджетных средств, невозможности их использования в целях реализации контракта и угрозе срыва федеральной целевой программы» (ФЦП) развития Севастополя и Крыма.
В распоряжении "Ъ"оказался ответ прокуратуры Севастополя на обращение юрфирмы «Системный ресурс», которая в конце прошлого года доказала в ФАС незаконность проекта госконтракта стоимостью 6,85 млрд руб. на строительство очистных сооружений «Южные», который власти Севастополя собирались заключить с единственным участником аукциона — петербургским подрядчиком «Биотехпрогресс». ФАС потребовала предусмотреть в соответствии с федеральным законодательством обязательное казначейское сопровождение при авансировании контракта. Это было единственное предписание, которое антимонопольное ведомство выдало заказчику — ГКУ «Управление по эксплуатации объектов горхозяйства» Севастополя, отклонив другие многочисленные жалобы (одним из заявителей, в частности, был подведомственный ФСО ФГУП «Атэкс»). Контракт был заключен в исправленной ФАС редакции 25 декабря 2017 года, однако уже 26 декабря условие казначейского сопровождения было исключено дополнительным соглашением между заказчиком и подрядчиком, которому власти Севастополя перечислили аванс 2,055 млрд руб. на счет в банке ОФК. Этот банк, 25% в котором принадлежало однокурснику Владимира Путина сооснователю адвокатского бюро ЕПАМ Николаю Егорову, в марте был признан проблемным, а в апреле лишился лицензии: размещенные в нем средства заблокированы и включены в конкурсную массу, а владелец счета отнесен к кредиторам третьей очереди.
7 мая 2018 года глава ООО «Системный ресурс» (специализируется на правовом сопровождении госзакупок) Алексей Ножкин сообщил Генпрокуратуре и ФАС о том, что заказчик и подрядчик стройки «лишь создавали видимость исполнения требований ФАС», в итоге «предотвратить причинение ущерба бюджету не удалось». Тем более что банковская гарантия для обеспечения обязательств подрядчика была выдана ему накануне заключения контракта тем же банком ОФК, где заморожен аванс. Господин Ножкин также обратил внимание прокуратуры, что копия банковской гарантии, изначально размещенная в Единой информационной системе (ЕИС) закупок, по его мнению, содержит признаки фиктивности, а действующая версия документа появилась в ЕИС лишь накануне перечисления в банк аванса. В любом случае, взыскать по этой гарантии средства в случае претензий к подрядчику власти Севастополя из-за отзыва у банка лицензии уже не смогут.
Генпрокуратура переадресовала жалобу прокуратуре Севастополя. Из ответа, поступившего в «Системный ресурс» на прошлой неделе, следует, что по итогам прокурорской проверки СУ СКР по Севастополю 25 июня возбудило уголовное дело по признакам состава преступления п. «в» ч. 3. ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), а сама прокуратура 26 июня подала иск в АС Севастополя к заказчику стройки о недействительности допсоглашения к контракту. Действия заказчика привели к «утрате госконтроля за расходованием бюджетных средств, невозможности их использования в целях реализации контракта и угрозе срыва федеральной целевой программы», считает прокуратура. В июле был арестован экс-глава ГКУ Александр Антюфеев, подписавший от имени правительства Севастополя изменение контракта. О проверке банковской гарантии в письме прокуратуры не говорится.
Между тем АС Севастополя в середине августа уже аннулировал соглашение об отказе от казначейского сопровождения, что, по словам господина Ножкина, дает основания прокуратуре требовать от властей Севастополя (настаивавших на законности сделки) возврата неосвоенного аванса на счет подрядчика в федеральном казначействе. Суд признал изменение контракта «грубо нарушающим публичные интересы в сфере обеспечения жизни и здоровья граждан, а также охраны окружающей̆ среды». Ситуацию усугубляет судебный конфликт между заказчиком и подрядчиком: 23 июля власти Севастополя расторгли контракт с «Биотехпрогрессом», обвинив его в просрочке исполнения работ на четыре месяца. Одновременно выяснилось, что из 2,05 млрд руб. аванса подрядчик более чем за полгода освоил лишь 17,7 млн руб. При этом компания оспорила в АС расторжение контракта и добилась обеспечительных мер по своему иску, позволяющих ей продолжать работы до разрешения спора.
Заседание АС назначено на 11 сентября, при этом курирующий стройку вице-губернатор Севастополя Владимир Базаров заявил “Ъ”, что «с точки зрения целесообразности» правительство города заинтересовано в том, чтобы контракт продолжил «Биотехпрогресс». Замена подрядчика, по словам вице-губернатора, увеличит сроки сдачи объекта минимум на полгода. К тому же при расторжении контракта заблокированные в банке ОФК средства «будут потеряны», признал господин Базаров. По его данным, «Биотехпрогрессу» уже одобрен кредит на 500 млн руб., и когда подрядчик «физически получит эти деньги», ситуация «серьезно изменится» к лучшему. Это означает, что власти Севастополя готовы проиграть спор с подрядчиком, чтобы не нести ответственность за потерянные средства. На вопрос, каким образом и по чьей инициативе было подписано допсоглашение к контракту, отменившее казначейское сопровождение, Владимир Базаров заявил, что в этом «разберутся правоохранительные органы». Глава «Биотехпрогресса» Денис Петров был недоступен для комментариев.
Прокуратура 29 августа выиграла в АС города еще один спор с тем же ГКУ, доказав незаконность дополнительного соглашения к контракту с ООО «Оттим» на проектирование газовой котельной. Оно незаконно освободило подрядчика от оплаты прохождения проекта в Госэкспертизе (затраты взял на себя заказчик), составлявшей 25% стоимости контракта, — подписал его уже другой глава ГКУ. Отметим, что в конце июля было решено вновь увеличить финансирование ФЦП развития Крыма и Севастополя стоимостью 800 млрд руб.— как минимум на 37 млрд руб. На совещании с Дмитрием Медведевым говорилось, что расширение программы происходит на фоне ежегодных срывов сроков реализации ФЦП, и Севастополь пока освоил лишь 5% выделенных на этот год средств.