«Вот там между домами прям полчища тараканов бегают», — рассказывает одна из жительниц гарнизона и показывает рукой в сторону многоквартирных домов. Когда-то тут не то что тараканы не бегали, а соринке негде было упасть. Много лет назад гарнизон числился одним из лучших в стране. Теперь про это можно благополучно забыть.
«Вся земля гарнизона находится в ведении Министерства обороны, — почти хором объясняют нам местные жители. — А это 21 км по периметру, около 12 га. Но все дома относятся к поселковому совету. Они были переданы еще при Украине с грубейшими нарушениями, тут правила землепользования нарушаются повсеместно и везде».
Убедиться в том, что это решение создало только официальный повод для разрухи, довольно просто. Достаточно проехаться по гарнизону на машине.
Нескошенную траву видно отовсюду. По разбитой дороге мы подъезжаем к старым постройкам гарнизона. 20 лет тут никто не следит за порядком. Около 12 гектаров такой заброшенной земли и разрушающихся на ней зданий выглядят удручающе. Теперь тут «квартируют» местные бомжи, причем, судя по всему, с маленькими детьми.
Таких построек по гарнизону много
«Интерьер» одной из комнат
Едем дальше. Разбитая дорога, машина то и дело влетает в ямы, пару раз раздается неприятный стук. Депутат местного поселкового совета Василий Бабинецкий объясняет, что делать дороги тоже нельзя.
Это земля военных, класть асфальт на нее не положено. Поэтому приходится ездить по таким ухабам и тренироваться в аккуратном вождении.
Одну дорогу в прошлом году все-таки сделали. Но ее уже постепенно разбивают большегрузы. В действующую воинскую часть на территории гарнизона по железнодорожной ветке возят горючее. Потом из гарнизона внушительные по размерам машины развозят топливо по Крыму, вплоть до Джанкоя. Транспорт идет прямо по дорогам между жилыми домами. Проезжает мимо школы, в которую в учебное время ходят сотни детей.
Около 11-12 часов дня такие машины идут нескончаемым потоком мимо школы
Жители гарнизона рассказывают, что раньше топливо вывозили через второе КП. В этом случае на территорию жилой части гарнизона никто не заезжал. Но теперь все совершенно по-другому. В России так делать нельзя, в связи с требованиями антитеррора второе КП почему-то представляет опасность. Транспорт ездит и убивает и без того ужасные дороги.
По одной из них можно робко и осторожно подъехать к бывшей котельной. Когда она работала на трех видах топлива, проблем с отоплением не было. Но в начале 2010 году котельную по непонятным людям причинам остановили. И тут же стали вывозить из нее все, что нужно.
«Я живу рядом, сам видел, как на машинах местные чиновники вытаскивали все, что можно, — говорит Владимир Киселев. — Потом заработали на этом неплохо отдельные товарищи. Вся соль была в том, что при Украине у нас тут была часть Черноморского флота РФ, поэтому были трудные отношения между властями. Вот на фоне всех таких дел котельную и списали».
Останки котельной
Теперь часть жителей отапливает свои квартиры электрическими нагревательными приборами, но от этого постоянно горит проводка и вылетают пробки. Электрика в гарнизоне нет все по той же причине: сети принадлежат военным, а дома — поселковому совету. У некоторых есть автономное отопление, но таких счастливчиков мало. Часть вовсе отапливается буржуйками.
Если проехать в центр села, то попадаешь в мини-Советский Союз. Вальяжно сидящий Владимир Ленин спокойно смотрит на все, что происходит перед его глазами. Кажется, разруха его давно не тревожит. За спиной Ленина — огромный Дом офицеров со спортивным залом.
Здание медленно разрушается, капитальный ремонт в нем провести нельзя. Когда-то здесь была внушительная библиотека, которую позже перевезли в Саки. Проблема такая же — сделать со зданием ничего нельзя, потому что земля принадлежит военным.
«Здесь были трибуны на 800 человек на стадионе за Домом офицеров, самое здание вмещало сотни людей, — рассказывает Юрий Мисяков из гарнизона.
— Мы думали, что Россия будет что-то делать, народ и армия всегда были едины, но на деле все иначе. Тут только музей работает, а большой спортивный зал пустует. Отдали бы нам все, мы бы сделали кружки, дети бы занимались».
Еще одна беда бывшего гарнизона — почта. Раньше она работала, но когда дома передали поселковому совету, начала приходить в упадок. Рядом с ней теперь пасутся козы, она вся заросла травой и кустами. Из почти 4800 жителей гарнизона примерно 2500 — пенсионеры. Им приходится ехать за четыре километра на автобусе, чтобы отправить письмо или заплатить за коммунальные услуги.
Почту едва видно в зарослях
Вячеслав Кудрявцев, бывший начальник гарнизона, говорит, что при Советском Союзе тут всегда был порядок. Теперь без слез не взглянешь.
По его мнению, проблема в том, что везде правят только деньги, о патриотизме у нас только и умеют что говорить. А раньше люди старались сделать так, чтобы рядом с воинскими частями были образцовые территории.
Жители гарнизона обращались к муниципальным и республиканским чиновникам, писали письма Аксенову и Путину. В ответе от департамента имущественных отношений Министерства обороны им указали, что «передача имущества указанного военного городка из федеральной собственности в муниципальную собственность нецелесообразна».
Теперь они ждут, пока о них напишут СМИ. И верят, что информация дойдет до «главнокомандующего нашего, до Путина». Он узнает о проблеме и исправит ситуацию. Только на такое чудо у них и осталась надежда.