"Комсомольская правда" встретилась с родственниками и коллегами волонтерши предвыборного штаба Владимира Путина в Крыму Елены Одновол, задержанной СБУ при пересечении границы Крыма с Украиной. Беременной девушке из Сак с украинским паспортом грозит 15 лет лишения свободы за участие в российских выборах, которое Киев квалифицирует как "измену родине". Ее муж, Андрей Одновол, въезжал на Украину вместе с ней, однако к нему претензий не было и его отпустили.
До 21 июня Елена будет сидеть в СИЗО в Херсоне. Что дальше, неясно. Сестра Елены Ольга комментариев не дает, муж живет у родственников на Украине, не хочет уезжать домой без жены, на связь не выходит.
Беседы журналистов с близкими Елены и с членами движения "Волонтеры Победы", куда она входила, подтвердили: общественная активистка, здоровавшаяся под камеры за руку с президентом РФ, искренне не понимала, чем ей грозит поездка на Украину.
Жители Сак рассказали «КП-Крым», что на Украину Елена с мужем ездила часто, даже в свадебное путешествие они отправлялись во Львов. В этот раз, говорят сакчане, семья поехала на Украину на крестины к родным.
На вопрос "Разве они не понимали, что рискуют?" знакомые активистки в Саках развели руками: "Нельзя же вот так взять и оборвать все родственные связи. Это же, получается, на Украине всех можно хватать - кто не так посмотрел, не то сказал в адрес властей".
Отец, садовник-пенсионер, рассказал "КП-Крым", что дочь на отлично закончила геофак Крымского университета по специальности менеджмент туризма, углубленно изучала английский, давно занималась волонтерством, ездила на форумы, занималась с мужем бегом и велоспортом. "Она даже участвовала в велопробеге из Ханты-Мансийска в Брест", - с гордостью говорит Николай Одновол.
Фото: КП-Крым
Но это рядовые люди, далекие от политики и общественной жизни. А что же сама Елена? Читала ли она новости с Украины, куда так часто ездила, знала ли об изменениях в законодательстве этой страны, произошедших с 2014 года; о том, что Крым считается там "оккупированной территорией", Россия - "агрессором", а все, кто связан с ее властями - "пособниками оккупантов"? Знала ли она о существовании сайта "Миротворец"?
Послушаем коллег-волонтеров, может быть они что-то прояснят.
"Лена - открытый, добрый человек, помогает ветеранам, работает над сохранением памяти о событиях Великой Отечественной войны. Она уже много лет занимается волонтерской деятельностью и так самоотверженно, это явно ее дело. Она - хороший организатор, - цитирует КП-Крым Лизавету Цокур, волонтера из Севастополя. - А еще она спортсменка, занимается велоспортом. Недавно Лена пробежала полумарафон в Ялте, посетила Мангуп-Кале и пещерный монастырь Челтер-Мармара. Пропагандирует здоровый образ жизни, любит путешествовать по Крыму, который считает российским!"
Какая-то комсомольская характеристика. Послушаем еще:
"Елена Одновол добрая хорошая девушка, - говорит лидер «Волонтеров Победы» Ольга Амельченкова. - Она давно работает в нашем движении, принадлежит к числу тех людей, кто выстроил работу по сохранению истории, по гражданско-патриотическому воспитанию в Крыму".
Снова одни лозунги. Но, наверное, можно составить некоторое представление о Елене самим. Вот здесь она рассказывает о деятельности "Волонтеров Победы". Действительно, девушка открытая и добрая. Но говорит она примерно таким же языком лозунгов. Представить, о чем и в какой форме она разговаривает с близкими, и способна ли она осознать риски пересечения границы, по этому ролику невозможно.
Смоделировать возможную ситуацию, в которой Елена пересекла границу, "Примечаниям" помог социолог, работавший с участниками системных молодежных движений, в частности МГЕР, в нескольких регионах.
"Молодых людей, которые туда приходят, я бы разделил на две неравные части, - говорит он. - Большинство это карьеристы, и чем меньше городок, тем на большее они готовы идти ради карьеры. А меньшую часть я бы назвал эскапистами. Это люди, которые по разным причинам уходят от жизни. И социальная гиперактивность, в том числе волонтерство - одна из форм такого ухода. Среди них много юношей и девушек, которые вроде бы находятся в центре внимания, но на самом деле одиноки. И очень далеки от окружающего социума. Они могут быть отличниками, но при этом не осознавать иногда элементарных практических вещей. Например, не отдавать себе отчета в том, какое напряжение на самом деле существует между Россией и Украиной. И жить в каком-то "докрымском" или вообще "советском" мире, где все уступают друг другу места, все всем помогают и говорят лозунгами. В это трудно поверить, но такие люди есть. Хотя в данном случае это, конечно, всего лишь версия".
Судя по комментариям официальных лиц в Москве и Симферополе, рычаг для вызволения Елены из украинской тюрьмы у наших властей есть только один - обменять ее на одного или нескольких украинских заключенных, которые сидят на территории РФ или в ЛНР/ДНР. И пусть это случится поскорее.