Как сообщил сегодня начальник главного управления природных ресурсов и экологии Севастополя Сергей Самойлов, в охранную зону новосозданного государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» не вошли объекты «Агат-А». Это те самые высотки фирмы Павла Лебедева, которые по документам значатся как «Пансионат для отдыха семей с детьми», а по факту распродаются на сайте «Парангона» в качестве апартаментов.
«Потому что объектов сохранения на сегодняшний момент там нет», — пояснил Самойлов.
Сказанное Самойловым – не правда. На территории строительства до сих пор есть отдельные рощицы можжевельника высокого. Согласно Красной книге РФ, каждое отдельное дерево – объект охраны.
«Все можжевеловые леса отнесены к I группе, — говорится в главной природоохранной книге России. — Необходима полная охрана вида как высокодекоративного, ценного технического, лекарственного и важного ландшафтного растения. На наиболее хорошо сохранившихся участках лесов с можжевельником высоким следует создать заказники, на территории которых должны быть исключены строительство, прокладка дорог, проведение горных работ. Для увеличения полноты расстроенных древостоев следует провести специальные лесохозяйственные мероприятия».
Кроме того, в утверждённый 11 мая Севприроднадзором перечень растений региональной Красной книги вошли все виды можжевельника, произрастающего на территории Севастополя, а именно – можжевельник высокий и можжевельник дельтовидный (он же – можжевельник красноплодный, можжевельник колючий).
Вот так выглядела эта стройка с высоты птичьего полета в мае.
А вот фотография, сделанная «Примечаниями» вчера. На фото видно, что два парангоновских «зуба» торчат прямо посреди можжевелового леса.
Как удивительно, что в объявленную ООПТ не попала одна структура Минобороны РФ, два пансионата, принадлежащих городу и всего один частный объект — высотки Павла Лебедева.
Вокруг этих высоток все еще есть лес. Да — его уже нет на месте фундамента, но рядом все еще произрастает можжевельник высокий, и каждое дерево – объект охраны, требующий создания заказника на этой территории.
По словам депутата заксобрания Сергея Кажанова, если бы власти реагировали на призывы депутатов и активистов, лес можно было бы спасти.
«Успели срезать. Но несмотря на это у заказника есть охранная зона и там тоже накладываются определенные ограничения – я думаю, что какой-то уровень защиты будет и у этих территорий. Наверное они действовали руководствуясь исключительно буквой закона. Конечно, если копать глубже, надо поднимать события 2014-2015 года, когда и ОНФ, и депутаты неоднократно озвучивали эти вопросы. В то время эти [высотки] еще не появились, а леса еще не были вырублены. Но губернатор [Сергей] Меняйло на эти вопросы закрывал глаза, губернатор [Дмитрий] Овсянников тоже усердно не замечал, что там ведутся стройки, и не замечает до сих пор».
По словам Кажанова, сегодняшнее долгожданное объявление ООПТ в Ласпи — победа активистов.
«Это тот случай, когда можно благодарить тех, кто активно участвовал в общественном давлении на губернатора для принятия этого решения, — говорит депутат. — Я уверен, что если бы этой активной позиции не было, то никакого решения мы бы сегодня не увидели».
Сейчас высотки Лебедева имеют неопределенный, подвисший статус. В декабре прошлого года «Агат-А» проиграла судебный процесс против Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, от которого в суде требовала выдать разрешение на ввод в эксплуатацию двух многоэтажных зданий. «Пансионаты» до сих пор таким образом не легализованы. Кроме того, из-за отсутствующего в правовом поле России понятия «апартаменты», покупатель никогда не сможет зарегистрироваться в таком жилье.
Напомним, сегодня урочище Ласпи официально получило долгожданный природоохранный статус. Площадь заказника увеличена на 34 га, и сейчас она составляет 1232,74 га, сообщил глава Севприроднадзора Сергей Самойлов.
«Это правильное, полезное и давно ожидаемое решение, — заявил председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов. — Вместе с тем 7 февраля на выездном заседании постоянного комитета, которое прошло при активном участии СМИ, представителей ОНФ и сенатора от Севастополя Ольги Тимофеевой, мы выявили возможные нарушения природоохранного законодательства на территориях, прилегающих к уже созданной ООПТ. Будем направлять обращения и запросы в надзорные органы, в Росприроднадзор и различные структуры Правительства Севастополя.
Кроме того, я считаю, что необходимо провести комплексную экологическую экспертизу территорий, прилегающих к границам созданного заказника, на предмет расширения его границ. Возможно, это позволит нам объединить несколько ООПТ регионального значения в обширную территорию, которая в дальнейшем сможет претендовать на статус Национального парка. Именно такую идею я высказывал на заседаниях экспертного совета при Севприроднадзоре, когда мы обсуждали вопросы создания ООПТ «Ласпи», а также на пленарном заседании Законодательного Собрания в конце 2015 года, когда принимали разработанный депутатами закон города Севастополя об особо охраняемых природных территориях.
Необходимо также принять закон города Севастополя о перспективных ООПТ регионального значения. Материалы для подготовки такого законопроекта мы ожидаем от Правительства Севастополя.
Главную роль в создании ООПТ в урочище Ласпи сыграли неравнодушные севастопольцы, которые в августе 2015 года подписали обращение к Президенту России Владимиру Путину. Именно тогда на всю страну прозвучала озабоченность горожан состоянием наших уникальных природных комплексов. Создание ООПТ в урочище Ласпи – это победа городского сообщества».