В опросе, проведенном пятью независимыми исследовательскими центрами из России и Белоруссии, приняли участие 1100 человек. «Примечания» пообщались с авторами и приводят его основные итоги.
В выборку респондентов социологического содружества «Открытое мнение» попали жители Крыма различного возраста, пола, национальности, места проживания и типа населенного пункта. Опрос проводился по телефону и очно 9-18 июня 2016 года.
На сегодня крымчане еще только формируют свою гражданскую, территориальную и национальную самоидентификацию. По мнению авторов опроса, это неизбежно в ситуации смены государственной принадлежности.
35,3% жителей полуострова склонны считать себя в первую очередь «крымчанами», 43,1% считают себя в первую очередь «россиянами». Страновая идентичность в Крыму, как и и в целом по РФ, лидирует. Но по доле среди всего населения в Крыму она не набирает половины — в отличие от России в целом.
Гражданами Украины себя считает порядка 6% крымчан, которые идентифицируют себя как украинцы.
У крымских татар ситуация немного другая — видимо, они склонны относить себя именно к крымчанам из-за того, что не могут определить себя по отношению к какой-либо стране.
По мнению одного из авторов исследования Сергея Давыдова, для крымчан более важен элемент региональной идентичности, чем для жителей других регионов страны.
«Для наших сограждан очень важна гражданская самоидентичность. В этом ключе крымчане чувствуют себя в особом статусе», — рассказал Давыдов «Примечаниям».
Это прослеживается даже в разговорной речи: «приедут туристы из России», «продукты из России». Редко кто добавляет «материковой России».
Кроме того, как показал опрос, количество людей, считающих себя гражданами России, возрастает на каждом уровне социальной лестницы.
Среди тех, кто считает свое положение как «плохое» и «очень плохое» в 1,4 раза меньше «россиян», чем среди тех, кто оценивает свое положение как хорошее.
Более старшие респонденты чаще идентифицируют себя как «прежде всего граждане России». То же касается и уровня образования — чем оно выше, тем выраженнее «российская» тенденция.
Как показал опрос, половина респондентов (если экстраполировать на Крым — половина жителей полуострова) удовлетворены своей жизнью. Но довольны по большей части пенсионеры 65 лет и старше.
Самыми недовольными переменами за два года оказались крымские татары - около половины опрошенных представителей этого этноса (то есть примерно 6% от всего населения полуострова) сегодня настроена по отношению к происходящим изменениям с высокой долей неодобрения. Вместе с тем влияния этой группы на большинство населения не обнаружено, и проблематика межнациональных отношений не фиксируется в глазах населения как существенно актуальная.
Авторы опроса попросили респондентов не только оценить свое материальное положение на данный момент, но и его динамику за последние два года. Исследование показало, что свой достаток крымчане в среднем оценивают выше, чем жители остальной части России.
Почти треть респондентов в Крыму оценили свое материальное положение как «хорошее», чуть более половины — как «среднее», и лишь 12% заявили о низком уровне достатка.
При этом снова проявилась закономерность — более высокие доходы оказались у тех, кто идентифицирует себя как «россиянин».
Согласно данным опроса, присоединение к России на кошельке респондентов сказалось благоприятно: 48% отметили улучшение своего матсостояния, и каждый третий сообщил об отсутствии изменений. 16% «пострадали» (среди крымских татар таких 20%).
Каждый третий крымчанин ожидает улучшения своего материального состояния.
Жители Крыма заметно выше, чем россияне в целом, оценивают свое текущее благосостояние, его динамику за последние два года и ближайшие перспективы, считают авторы опроса. По их мнению, в самооценках присутствует изрядная доля эйфории от самого факта хождения в состав России, несмотря на то, что прошло уже два года.
В то же время, больше всего жалоб на ухудшение своего положения поступило от малообеспеченных слоев.
Низкий уровень зарплат и пенсий, а также рост цен входят в топ наиболее актуальных, с точки зрения населения Крыма, проблем.
Рост цен на продукты питания — наиболее существенная проблема по версии опрашиваемых (83% участников). За ней идут низкие зарплаты и плохие дороги.
Самыми важными и острыми проблемами респонденты назвали:
Несмотря на все это, уезжать из Крыма большинство не хочет (83%). Среди остальных 8% хотят перебраться в другие регионы России, а 2% предпочли другие страны (из них только 1% назвали Украину).
Как показал опрос, к переезду склонна молодежь. Кроме того, наблюдается прямая связь с уровнем образования — чем оно выше, тем сильнее желание уехать.
Причины — неудовлетворенность положением дел в Крыму и собственной жизнью.
В то же время, выборка респондентов показала большое количество вновь прибывших в Крым. Общий вывод: много приезжих и мало тех, кто планирует Крым покинуть.
Основной источник информации о событиях в стране и в мире в Крыму, как и во всей России — телевидение. При этом значительная доля крымчан смотрит украинское ТВ, хотя официально оно на полуострове не вещает.
«Более активно украинское ТВ смотрят мужчины, — рассказал «Примечаниям» Сергей Давыдов. — Скорее всего, критически мыслящая часть населения, которой интересна другая точка зрения. Им интересно оценивать. Причем четкого разделения на то и другое нет: есть те, кто смотрит только российские каналы и те, кто смотрит и российские и украинские. Категорически любителей украинского среди респондентов не нашлось».
При этом на второе место в рейтинге информисточников в Крыму вышли «разговоры с родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми».
Межличностное общение здесь стало важнейшей платформой формирования общественных настроений. Это стало основным отличием от общероссийских показателей.
«Крым оказался в уникальной ситуации двух вещаний, по которым идет совершенно разная информация. Отсюда недоверие к СМИ и активное обсуждение ситуаций друг с другом. Доверяют тому, что говорят доверенные лица», — сказал Давыдов.
Крымчане оказались крайне политически активными. Около 59% опрошенных решительно настроены проголосовать на сентябрьских выборах в Госдуму.
Женщины немного активнее мужчин. Представители старшего поколения — заметно активнее молодежи (в группе до 25 лет намерение голосовать выразили 62% респондентов, в группе 65+ — 90%).
Материально обеспеченные чаще декларируют готовность прийти на выборы, чем необеспеченные.
Среди выводов авторов опроса есть как предсказуемые, так и весьма неожиданные.
О том, что, спустя два года после референдума о присоединении Крыма к России, опрошенные в подавляющем большинстве одобряют свой выбор, социологи говорили и ранее. Одобрение это во многом подкрепляется негативом на Украине, но и это тоже не новость.
Заметно более высокий, чем в целом по РФ, уровень вовлеченности крымчан в политику тоже вполне объясним: в 2014 году жители полуострова ощутили себя творцами собственного будущего и это чувство пока полностью не утрачено.
Продолжение тренда на миграционное замещение населения полуострова тоже многократно предсказывалось: последним об этом говорил спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов.
Но есть и неожиданности. Социологи признают довольно широкое потребление новостей украинских телеканалов — об этом не говорят официально.
Они фиксируют, что люди в Крыму доверяют лишь тем, кого знают лично, критично воспринимая информацию СМИ — это отличается от России в целом.
В резюмирующей части опроса говорится, что около половины опрошенных крымских татар высказывают неудовлетворенность - об этом тоже говорить не принято.
Но, наверное, самая главная новость состоит в том, что крымчане в большей степени, чем жители других регионов РФ, предпочитают региональную идентичность общестрановой.
Хотя еще год назад на это обратил внимание Илья Переседов в своей блестящей и недооцененной статье «Крым не наш, он — ничей». И здесь будет более чем уместно его процитировать:
«Крымчане не вернулись на Родину: они ее и не покидали. Их Родина — Крым: небольшой анклав, живущий по своим локальным и очень неформальным законам. Как-то перенапрягаться, сравнивая себя с кем-то, или менять мозг, пытаясь каждое свое действие истолковать в контексте интересов огромной страны, местные жители желанием не горят и не торопятся.
Да, они не любили украинский коррупционный произвол, но и российская муштра им тоже не совсем по сердцу. Крым — трудоспособный и взрослый, Крым собственников — напоминает Простоквашино, неформальный лидер которого любил повторять: «Я — сам по себе мальчик, свой собственный!».