Чтобы не будоражить слабых духом, слово «оптимизация» на форуме решили сразу запретить – примерно так же, как на прошлой неделе в Армянске глава Крыма запретил слово «кислотонакопитель».
«Никаких инсинуаций по поводу оптимизации, сокращения численности и всяких таких фраз, которые в последнее время звучали, мы не предполагаем, - обратился к собравшимся с приветственным словом губернатор Дмитрий Овсянников. - Мы предполагаем, что вот таким составом мы выработаем то, что мы будем делать в ближайшее время. Я задался задачей, что нужно всё делать системно, с сильной методической поддержкой тех, кто этот путь уже осилил. В Москве происходила аналогичная работа в последние несколько лет. Результаты, которые там есть, они положительные», - заявил Овсянников, попросив критиков не политизировать тему.
Высказав слова благодарности в адрес правительства Москвы, губернатор представил местным врачам Давида Мелик-Гусейнова - директора Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы. И сообщил, что сейчас в Севастополе работает целый отдел этого института, который будет курировать внедрение выработанной концепции развития здравоохранения
___________________________________________________________________________
СПРАВКА
Осенью 2014 года закрытие и сокращение финансирования больниц в Москве и Подмосковье вызвало массовый протест медиков. Всего до 2018 года в московских больницах сократят 30 тысяч коек. В итоге из 80 993 коек в медучреждениях останется 54 250 мест в стационаре.
____________________________________________________________________________
«Мы пришли к такому решению, - сказал Овсянников, - что этот отдел будет работать в городе, пока в этом есть необходимость. То есть, окончания всех мероприятий». Окончание, судя по всему, будет не скоро: губернатор Севастополя попросил Мелик-Гусейнова расписать ему программу развития на 3 и 5 лет.
Таким образом, филиал НИИ менеджмента здравоохранения, «смотрящий» за севастопольской медициной, обоснуется в городе надолго. По нашим данным, для размещения московских специалистов сейчас освобождают помещения в Севастопольском Медицинском информационно-аналитическом центре, на Правды, 6.
Видимо, это очень необходимые городу специалисты.
Давид Мелик-Гусейнов свою речь практически полностью посвятил тому, что среди руководителей учреждений здравоохранения Севастополя нет грамотных менеджеров, управленческий кластер находится в провале. Ни слова о том, что в городе не хватает обычных врачей, узких специалистов, собравшиеся не услышали.
___________________________________________________________________________
СПРАВКА
В 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ на основании данных Росстата. В своем докладе «Здравоохранение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии» специалисты отмечают, что, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (353 в год), к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс.- то есть уровня царской России в 1913 году.
Как замечают в ЦЭПР, за 2000–2015 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования — на 35,7%, заболевания системы кровообращения — на 82,5%. Давид Мелик-Гусейнов это отрицает: просто выявлять болезни стали чаще, говорит он. Хотя из-за сокращения поликлиник среднее время ожидания приема врача достигло в прошлом году 21 дня.
___________________________________________________________________________
Руководителей-менеджеров нет, надо учить, привлекать специалистов – Мелик-Гусейнов повторял это как мантру, делятся впечатлениями доктора, сидевшие в зале. Они предполагают, что москвичи-оптимизаторы готовятся расчищать Севастополь под своих главврачей.
Насторожило и то, что много претензий Мелик-Гусейнов высказал директору Севастопольского ТФОМС Татьяне Гроздовой. Говорят, на ее место метит смещенный глава горздрава Антон Бахлыков.
Бахлыков уже возглавлял ТФОМС в Перми и запомнился тамошним медикам как страшный сон. Политика предельной экономии привела к снижению финансирования лечебных учреждений и уменьшению зарплат дипломированных медицинских работников. С критикой Бахлыкова активно выступало пермское отделение ОНФ.
Имитация диалога с местным медицинским сообществом на «стратегическом консилиуме» выглядела ширмой для осуществления давно задуманного. Программа оптимизации здравоохранения Севастополя, напомним, был написана ещё летом - после скоростного (за неделю!) аудита всего здравоохранения Севастополя, который провели все те же московские эксперты под руководством Мелик-Гусейнова и Бахлыкова.
Тогда же программа и попала в руки журналистов, вызвав массу вопросов. Москвичи, например, заявляли, что с психиатрией в Севастополе всё плохо потому, что душевнобольные лежат в стационаре, и предлагали переводить их на амбулаторное лечение.
____________________________________________________________________________
СПРАВКА
Одним из громких скандалов, связанных с реформой медицины в Москве, стала реорганизация системы психиатрической помощи: из 16 психиатрических больниц в Москве осталось три. До реформы каждая психиатрическая больница имела свой профиль, теперь специализации нет. 40% пациентов психбольниц переведены на амбулаторное лечение, длительность лечения в стационаре сокращена до 30 дней при любом диагнозе. Новшества проталкивались главным внештатным психиатром Москвы Георгием Костюком и Давидом Мелик-Гусейновым. В 2013 г на 100 тыс жителей Москву приходилось 118,1 «психиатрических» коек. В 2016 году их осталось 62. Оптимизация привела к сокращению до 12.5 коек. За четыре года почти в 10 раз
___________________________________________________________________________
Антон Бахлыков тогда заявлял, что эта программа – «всего лишь мозговой штурм». Однако в скором времени её пункты вдруг начали воплощаться в жизнь. Был ликвидирован Врачебно-физкультурный диспансер, сокращены койки в Городской психиатрической больнице.
1 августа на пресс-конференции Антон Бахлыков рассказал журналистам о большой программе реорганизации системы здравоохранения Севастополя - со слиянием медучреждений, ликвидацией юридических лиц и укрупнением финансовых потоков.
2 августа сенатор Ольга Тимофеева выяснила, что как документа такой программы не существует, она не согласовывалась ни с правительством города, ни с депутатами заксобрания, ни с Минздравом РФ.
После скандала в СМИ, видимо, и решено было срочно придумать «Первый стратегический медицинский консилиум Севастополя». Медицинскому сообществу города торжественно сообщили, что концепцию развития здравоохранения выработают вместе с его представителями. Таким образом, жестокое рубилово по московским лекалам «варяги» потом смогут представить как «результат общественного обсуждения и коллективного труда севастопольских врачей и московских менеджеров».
Хотя, как рассказали наши источники, на обсуждение идей это мало походило. Разбив врачей после открытия Консилиума на четыре группы, кураторы занялись с ними обычным тимбилдингом.
Это известное в бизнес-тренинге понятие. Проще говоря, методика игр для сплочения и развития коллектива. Создание шкалы ценностей, различные творческие задания, тренировка мозга – вот в эти деловые игры два дня играли севастопольские доктора на мероприятии с громким название Консилиум.
Свои мысли по выводу севастопольского здравоохранения из состояния катастрофы некоторым участникам всё-таки удалось озвучить. Однако, занесли ли их в какой-то «поминальник», никто не знает.
Что же выявили за два дня в процессе «деловых игр»? Да ничего нового, кэп.
«Кадровая» группа отметила нехватку молодых специалистов, недостаток медработников первой и высшей категорий.
Группа по маршрутизации пациентов выявила отсутствие преемственности медицинской помощи при маршрутизации, и отсутствие системы диспансерного наблюдения.
Эксперты по лекарственному обеспечению назвали основной проблемой отсутствие аптечного склада (его строительство имитировали еще «Ночные волки» при Меняйло, но 12 млрд, переданные их фирме, куда-то исчезли).
Специалисты «инфраструктурной» указали на недостаточную укомплектованность больниц современным реанимационным оборудованием и предложили решение – строительство новых больниц.
Результаты работы консилиума через две недели в виде «дорожной карты» лягут на стол губернатору. Новый директор Севздрава москвич Сергей Шеховцов уже заявил, что утверждать выработанную программу в Минздраве России не собирается.
Что ж, стиль узнаваемый. В 2014 году на просьбу объяснить, почему оптимизация московских клиник ведет к сокращению бесплатной медпомощи, вице-мэр Москвы Леонид Печатников воскликнул: «Добро пожаловать в капитализм!»