Роуп-джампинг — экстремальный вид спорта, превратившийся в массовое развлечение. Суть его — прыжок с веревкой с высоких наземных объектов: мостов, скал, зданий и даже деревьев. Сейчас появились и прыжки «воздух-воздух» — с воздушного шара, но такой опыт — прерогатива профессионалов.
Чтобы прыгающей человек не разломился напополам от рывка в момент остановки падения, спортсмены организовывают с помощью альпинистского снаряжения сложную систему амортизации. В итоге тело словно пружинит на растягивающейся динамической веревке или раскачивается на угасающем маятнике — при прыжках без свободного падения.
Этот вид спорта появился случайно. По легенде, американский скалолаз Дэн Осман испытывал страх перед срывами на маршрутах, который мешал его профессиональному развитию. Тогда он стал практиковать намеренные срывы. И этот процесс ему так понравился, что он развил его в самостоятельное увлечение.
Сегодня роуп-джампинг — это не просто занятие для отмороженных экстремалов. Его превратили в аттракцион для «чайников». И одним из популярных мест для проведения прыжков стал наш Крым. Сюда съезжаются команды из всего бывшего Союза. Прыгают на Фиоленте, Качи-Кальоне, на Красном камне, Ильяс-Кая, Шан-Кая, в Орлином залете и на Белой скале над Белогорском. Организаторы ищут все новые и новые «экзиты» — места, где можно проводить прыжки. А уже опробованные используют для тренировок и прыжков перворазников.
Фото: Антон Педько
Самое популярное место для первого прыжка — скала Качи-Кальон в Бахчисарайском районе. Для новичка прыжок с 80 метров обойдется в 1500 рублей, со 150 м — 3000 рублей. Таковы цены у крымских организаторов. Команды с материка обычно приезжают со своими клиентами, и у них условия могут отличаться.
Говорят, испытать нечто подобное должен в своей жизни каждый. Вот как описывает впечатления один из новичков: «Представь сильную зубную боль, настолько сильную, что ничего, кроме этой боли, в мире нет, ты ни о чем больше не можешь думать. И вдруг — боль проходит или отпускает, мир сразу наполняется красками и звуками, ты начинаешь ощущать жизнь. Так и тут — отрываешься, сначала падение, а потом ощущение, будто тебя отпускает. "Ощущение отпущения" — краткий миг свободы и эйфории».
Некоторые приходят на экзит только один раз — поставить галочку в своем списке личных достижений. Кто-то после первого прыжка понимает, что осознанный страх — в сотни раз сильнее, и поднимается на скалу снова и снова, чтобы в очередной раз побороть себя. А кто-то подсаживается на прыжки и становится адреналиновым наркоманом — пробует все новые и новые объекты, ездит по миру с разными командами, осваивает акробатические трюки и элементы, выполняемые опытными спортсменами во время прыжка.
И с каждым разом становится все страшнее: «Опыта прыжков у меня достаточно, — делится в соцсетях роуп-джампер. — Прыгаю не первый год. Поэтому выпрыгивать было не особо страшно, но вот уже в полете я перестремался конкретно. Лечу и думаю: что-то веревка не натягивается, ну вот уже пора бы ей и натянуться. Долетался-допрыгался... И тут веревка начинает меня уводить на маятник, и я понимаю, что буду жить. Кайф!»
Почему страшно даже тем, кто со временем проделывает путь от новичка до организатора? Насколько опасны такие развлечения?
Ответом на эти вопросы может быть судьба создателя роуп-джампинга Дэна Османа. В 1998 году при совершении очередного рекордного прыжка Дэн разбился, когда не выдержала единственная веревка. Осман был настоящим экстремалом, не признающим страховок, при жизни он говорил: «Я не склонен к суициду. Когда вы сидите на диване, упершись взглядом в ящик, вы умираете. Я себя чувствую наиболее живым, когда оказываюсь лицом к лицу со своим страхом».
Одно дело, когда ты сам прыгаешь на свой страх и риск. Другое — когда в твоих руках ответственность за жизнь новичка.
«Это намного страшнее, чем прыжок с парашютом, — говорит один из организаторов. — В этой системе гораздо больше узлов, которые в самый ответственный момент могут отказать — веревки, карабины, спусковые устройства. Еще одним фактором риска является близость рельефа — ты прыгаешь не в пустоту. И слаженная работа команды, конечно, играет роль. От опыта организаторов многое зависит».
Один из основоположников российского роуп-джампинга Сергей Сумберг aka Нефедов собирает статистику несчастных случаев при прыжках. В его списке 35 предпосылок к несчастным случаям, когда от серьезных травм и гибели участников спасла только невероятная удача, 67 несчастных случаев без летального исхода и 11 — со смертельным исходом.
Но даже он затрудняется ответить, на что должен обращать внимание новичок, собираясь прыгнуть со скалы с веревкой под присмотром команды организаторов. В своей книге о роуп-джампинге он собирается посвятить этому вопросу целую главу, но пока признается, что у него есть лишь два эпиграфа:
«Человек просто захотел прыгнуть как клиент, но не как баран. Вот и узнает о команде, у которой предстоит прыгать…» (Форум Ropejumping.ru)
«…Один из худших примеров среди прыжковых проектов. Дикий контраст между рекламой и действительностью» (Из личной переписки с организаторами других команд)
И все же, ознакомившись со статистикой Сергея, мы решили набросать для новичков парочку советов.
В первую очередь прыгающий должен понимать, что роуп-джампинг — это настоящий экстрим. И у этих прыжков нет ничего общего с аттракционом. Даже если вы выберете очень опытных организаторов и это будет ваш десятый или сотый прыжок, вы не застрахованы от того, что что-то пойдет не так. Может лопнуть карабин, порваться обвязка, вы можете как-то не так отделиться или выполнить опасный трюк. В этом деле каждое движение может быть последним.
Выбирая организатора, постарайтесь заручиться отзывами знакомых, прочитайте информацию в Интернете, в том числе и на профильных форумах. Задавайте как можно больше вопросов, в том числе глупых и неудобных. Если организатор ничего не знает о несчастных случаях в роуп-джампинге, не склонен обсуждать их и анализировать, а разговаривает исключительно рекламными лозунгами — это уже повод насторожиться.
Нужно помнить, что организаторы практически ничем не рискуют. Роуп-джампинг в России законом не регулируется, а организаторы просят клиента написать расписку в том, что он осознает последствия и ответственность берет на себя. «Если с клиентом что-то случится, доказать чью-либо вину будет очень трудно, потому что у нас в России попросту нет экспертов, которые могут оценить правильность действий организаторов», — говорит опытный роуп-джампер.
Не жалейте времени и не спешите сразу прыгать. В первый раз попросту поприсутствуйте на экзите, посмотрите, как работает команда. Что вас должно насторожить? Отсутствие слаженности действий и четких, повторяющихся от прыжка к прыжку алгоритмов. Чем сложнее объект, тем больше должна быть сама команда, а взаимных контроль — залог успешного мероприятия.
Посмотрите как участники общаются между собой, с клиентами. К сожалению, значительная часть несчастных случаев в роуп-джампинге связана с невнимательностью и некоторой расхлябанностью в работе. Организаторы могут быть очень собраны при работе с чужими людьми, а когда начинают прыгать сами или «бросать» друзей, расслабляются и забывают лишний раз перепроверить систему.
Нужно понимать, что алкоголь в роуп-джампинге не допустим ни для организаторов, ни для клиентов. Может помешать громкая музыка, большое количество посторонних людей на площадке — любые попытки превратить экстрим в развлечение снижают безопасность.
О предпрыжковом тестировании системы, надежности снаряжения и правильности выбора экзитов писать не имеет смысла. Это те вопросы, за которые отвечает организатор. И новичку в них разобраться будет непросто — это все равно что советовать врачу, как вас лечить, начитавшись о симптомах в Интернете.
Но если вы беспокоитесь о чем-то, не стесняйтесь задавать вопросы. Прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям. Если не хотите прыгать, возможно, сегодня просто не ваш день — статистика несчастных случаев знает ситуации, когда предчувствие спасло прыгающего от рокового шага.
И последнее: если уж вы решили прыгать, не останавливайтесь. Если, конечно, вас не прельщает популярность Славика Незаменимого — самого популярного роуп-джампера рунета.
Помните, что сомнения в последний момент могут стать роковыми: были ситуации, когда прыгающие во время отделения пытались ухватиться за выступающие части экзита — и это заканчивалось травмами и даже смертью.
В момент прыжка четко выполняйте все то, о чем вам говорили на инструктаже. И, пожалуйста, побольше осторожности и поменьше самоуверенности.