Совет федерации встревожен засухой уходящего года в Крыму. Специалисты опасаются, что в 2019 году воды на полуострове будет еще меньше. По словам члена экспертного совета секции «Водоснабжение и мелиорация» при сенатском Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Анатолия Копачевского,
на полуострове заканчивается семилетний цикл относительно средневодного периода с благоприятным количеством осадков. Следующий год может стать началом регулярного маловодного периода,
при котором многие крымские водохранилища естественного стока рискуют не наполниться. Уровень дефицита воды будет примерно таким же, что и в 1994 году — самом засушливом за последние тридцать лет.
При таком сценарии под удар попадут в первую очередь крупные города - Симферополь и Севастополь.
Нулевой объем водных ресурсов в крымских водохранилищах, по мнению экспертов, может продлиться с августа 2019-го до марта 2020 года.
Чтобы минимизировать потери водных ресурсов эксперты СФ предлагают отремонтировать все водопроводные сети Крыма, чтобы не было утечек. На это потребуется около 300 млрд рублей — почти половина начальной суммы ФЦП развития Крыма и Севастополя. Таких денег у республики нет, поэтому ученые советуют очищать и доочищать сточные воды. Таким образом, по их мнению, можно будет высвободить около 40 млн кубометров воды для сельского хозяйства.
Пока ГУП «Вода Крыма» рассылает потребителям астрономические платежки, его ржавые трубы фонтанируют кубометрами влаги прямо в песок. Фото 2017 года
В Госкомитете по водному хозяйству и мелиорации Крыма «Примечания» заверили, что специалисты ведомства изучают возможности очистки и доочистки сточных вод. Однако пока неизвестна ни стоимость строительства установок, ни стоимость литра очищенной воды, полученного на выходе.
«Вся сложность в том, что Крым так обустроен, то там, где много сточных вод, там нет необходимости в воде, — рассказал «Примечаниям» председатель Госкомитета водного хозяйства Игорь Вайль. — А
если взять засушливый северный Крым, то там нет канализационных сооружений, на базе можно было бы применить данные технологии. Поэтому очистка сточных вод полностью не решит проблем».
Чтобы полностью обеспечить Крым водой, в том числе для хозяйственных нужд, необходим 1 млрд кубов, ранее поступавших по Северо-Крымскому каналу, отметил г-н Вайль. Поэтому предлагаемые технологии априори не смогут покрыть водный дефицит полностью.
«Когда можно будет приступить к реализации проекта по очистке сточных вод, говорить пока рано, - заметил глава Госкомитета. - Мы работаем над этим, но этот процесс очень сложный, длительный и очень дорогостоящий. Все зависит от объема сточных вод и степени очистки. Кроме того, это очень энергоемкое оборудование. Над этим нужно долго думать, просчитывать какой регион выбрать, так как
должно совпасть очень много факторов: чтобы воды были пригодными к очистке; чтобы установка была универсальной, а вода – доступной потребителям. Она не должна стоить 100-200 рублей за куб», — говорит Вайль.
Сейчас, говорит Вайль, дефицита питьевой воды в Крыму нет.
«У нас весь год этот был маловодный, но Крым на 100% обеспечен водой на осенне-зимний период. Хотя сегодня при такой обстановке нельзя загадывать наперед. Перед нами стоит задача обеспечить осенне-зимний период. Обеспечим, а дальше будем думать о курортном периоде», — заключил Вайль.
Водопровод Алушта-Рыбачье. Ремонта здесь не было десятки лет, через дыры и ржавчину постоянно сочится вода. Фото 2017 года
В свою очередь главный специалист Курчатовского института Роман Пензин настаивает: одной очистки стоков мало, без строительства двух опреснительных заводов — в северном и восточном Крыму – Крым не выживет. По его мнению, реализовывать все эти проекты нужно в комплексе.
«Мы предлагали делать эти вещи вместе, — рассказал «Примечаниям» Пензин.
— Но 40 млн кубов в год на очистке сточных вод — это фантастика. Может когда-нибудь лет через 30 мы до этого дойдем, это пока не наш аппаратно-технологический уровень. В стране нет ни одного такого предприятия. А вот на 30 млн кубометров с помощью опреснения — это можно получить».
Пензин подчеркивает: только оба метода в комплексе смогут дать хорошие результаты.
По мнению ученого, без конкретных решений Крым рискует в скором времени остаться и без технической воды.
«Тогда только, но это в шутку, остается или Херсонскую губернию захватывать или Днепр перекрывать, чтобы направлять воду, или опреснение. По-другому не справиться, это доказал этот год», — заключил Пензин.
О строительстве дополнительных сооружений для получения воды после закрытия Северо-Крымского канала ученые говорят еще с тех пор, как Украина устроила водную блокаду. Бездумная традиция полагаться на естественный сток, который все эти четыре года наполнял водой крымские водохранилища и худо-бедно обеспечивал жителей полуострова водой, привела к тому, что в некоторых регионах крымчане вынуждены пить техническую воду.
Еще в 2014 году специалисты «Крымводпроекта» прогнозировали, что за год без днепровской воды в восточном Крыму не останется источников для водоснабжения. Однако этот вопрос крымские чиновники решили «закрыть» за счет водозаборов. Хотя ученые добычу подземных вод практически сразу назвали нецелесообразной из-за высоких рисков ухудшения качества подземных вод при больших водозаборах из подземных источников.
Воронцовский водозабор, обеспечивающий водой Красноперекопск, уже практически полностью истощен, а его вода, по сути, годится только технических нужд,
говорит директор ООО «Крымводпроект» Николай Снегур. Так же остро стоит проблема засоления воды и в Армянске. С 2014 по 2017 годы минерализация воды там повысилась с 0,4 до 1,25 грамма на литр и продолжает увеличиваться. И если в Симферополе или, например, в Евпатории надумают очищать стоки, то север полуострова это решение не спасет.
По предварительным подсчетам, стоимость опреснительного завода для водообеспечения предприятий и населения Северного Крыма мощностью до 40 миллионов кубометров в год составит 16-17 миллиардов рублей. Для Восточного Крыма, Керчи и населенных пунктов Ленинского района —14-15 миллиардов. Общая мощность - 30 миллионов кубометров в год с окупаемостью в течение 9-11 лет при существующих тарифах.