Остров-92. Почему на самом деле в Крыму пропал бензин

Традиционный августовский бензиновый кризис в Крыму — такая же «нерешаемая» проблема, как ежегодный рост тарифов и цен на отели. Потому что это для нас Проблема. А для тех, кто ее устроил — Возможность. В первую очередь, возможность держать цены высокими.
14.08.2017 в 12:02 Автор: Татьяна Никитина

Высокооктанового бензина в Крыму снова нет. Колонки сетей TES и ATAN стоят пустые. Аи-95 и Аи-98 заливают только на единичных заправках мелких дилеров. Топливо пропало и в крупных городах — Севастополе и Симферополе, и в степном Крыму, где плотность АЗС намного ниже, и, чтобы найти бензин, приходится наматывать десятки километров.

О проблеме уже написали все ведущие федеральные СМИ. Как водится, в успокоительном тоне. В Крыму создадут запасы бензина на 33 дня, сообщил ТАСС в прошлую пятницу, со ссылкой на министерство топлива и энергетики полуострова. По железной дороге в регион уже везут более 400 вагонов с топливом.

Но это неправда.

Сети тоже отчитались: никаких проблем. Директор крымской сети АЗС АТАН Сергей Терещенко, а также совладелец сети заправок ТЭС Сергей Бейм 8 августа заявляли, что проблема с бензином была, но на данный момент решена, и дефицита на заправках нет.

Но это тоже неправда.

Коммерческий директор TES Антон Раскин скрывать не стал: кризис есть. «70% заправок с топливом, 30% без топлива. Не хватает, не успеваем, завозим сейчас его бензовозами, вынуждены покупать на нефтебазах Краснодарского края», — цитировал «Интерфакс» на прошлой неделе.

Конкретную причину дефицита так никто и не назвал. В Минэнерго Крыма ссылались на резко возросший спрос, плохую погоду на переправе и ограничительные меры РЖД, не включившей нефтепродукты в список товаров, подлежащих первоочередному пропуску по железной дороге. По данным «Коммерсанта», к 7 августа в порту «Кавказ» переправы ожидали около 1800 вагонов с топливом. Корректировки в конвенцию внесли еще в начале августа, отгрузки пошли, говорил замминистра топлива и энергетики Крыма Вадим Белик крымским СМИ.

Однако бензин на заправках так и не появился.

Налоговый маневр и модернизация

Дилеры говорят о сезонной нехватке топлива из-за реконструкции отечественных НПЗ — их  перестраивают на нефтепродукты с более высокой степенью переработки.

С 2016 года Россия перешла на потребление топлива пятого экологического класса Евро-5. Одновременно страна пытается отказаться от производства мазута. В 2016 году, приводит данные Forbs, глубина переработки нефти повысилась до 79% (к 2020 году она составит по плану 85%).

Выход низкодоходного мазута при этом упал на 21%, а производство высокомаржинального бензина увеличилось на 2%. Впервые российский рынок смог без ущерба отказаться от белорусского импорта. Еще в 2014 году страна импортировала из Белоруссии 1,67 млн тонн автомобильного бензина. В 2015 году объем ввозимого топлива составил 0,78 млн тонн, в 2016 году — 0,2 млн тонн.

Однако модернизация отрасли за декларированной «экологичностью» не успевает. Крупные заводы встают на реконструкцию один за одним, как правило весной и летом, когда спрос на топливо традиционно растет.

По мнению экспертов, полное обновление НПЗ закончится лишь к 2018-2019 году.

Еще в 2015 году глава «Роснефти» Игорь Сечин, пытаясь выбить очередные льготы для своей компании, предрекал дефицит топлива на внутреннем рынке до 5 млн тонн к 2017 году, ссылаясь на низкую доходность нефтепереработки, влияющую на темпы модернизации отечественных заводов. 

Все это происходит на фоне налогового маневра, внедряемого в нефтяной отрасли с 2014 года. Государство давно и плотно сидит «на трубе», пытаясь выжать максимум из отечественной нефти. Текущее изменение ставок стало четвертым по счету пересмотром налогообложения главной бюджетообразующей отрасли в истории современной России.

Суть маневра заключается в снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предельная ставка экспортной пошлины на нефть за последние три года снизилась с 59% в 2014 году до ­30% в 2017 году. Базовая ставка НДПИ на нефть, наоборот, выросла с 493 руб за тонну в 2014 году до 919 руб в 2017 году. Также в 2014 году были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива. С 2017 года введена 100-процентная экспортная пошлина на мазут.


Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в разное время с 1999 по 2011 год двигались разнонаправленно - то были дифференцированными, то наоборот выравнивались. Текущая ситуация с налогообложением привела к росту дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Производить бензин для российского потребителя стало невыгодно из-за высоких внутренних цен на сырье. Гораздо проще отправлять за границу сырую нефть.

В начале 2017 года Forbs подсчитал, какие убытки несет отечественный НПЗ при переработке одной тонны нефти. Экспортная цена на нефть в январе 2017 года держалась на уровне 20 тыс рублей за тонну. Из одной тонны нефти завод произведет:

-140 кг автомобильного бензина, который при январских биржевых ценах давал выручку в 5500 рублей;

- 270 кг дизельного топлива — выручка 1000 рублей;

- 260 кг мазута — выручка 3000 рублей;

- 35 кг авиакеросина — выручка 1200 рублей.

Итого 19700 рублей. При этом акциз на бензин и дизель составил 3300 рублей. Итого доход с продажи — 16400 рублей. Убыток — 3600 рублей. И это, отмечают эксперты, без затрат на саму переработку. 

Эти последствия призваны нивелировать сниженные экспортные ставки. Но они влияют на доходы отрасли в целом, как говорится, «в среднем по больнице». Отдельные заводы, принадлежащие крупным нефтяным компаниям, но работающие при этом исключительно на внутренний рынок, вынуждены балансировать на грани рентабельности.

Они давно научились играть с объемами производимой продукции, чтобы искусственно держать уровень цен на топливо.

Так, чтобы избежать падения оптовых цен на бензин в связи с перепроизводством, отечественные НПЗ осенью и зимой сокращают выпуск до уровня спроса.

Крым полностью зависит от биржевых игр

Розничный рынок автомобильного топлива в России рынком по сути не является. Доминирующее положение на нем занимают крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Татнефть» и другие. Цены на топливо ограничивает Федеральная антимонопольная служба. В сетях АЗС ВИНК они могут расти, не опережая темпы инфляции. И это условие монополисты выполняют. 

Через биржу в России проходит смехотворное количество нефтепродуктов. Компании-монополисты обязны отправлять на торги лишь 10% производимого бензина, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% мазута. А Крым только там и закупается.

И Крым в этой ситуации страдает первым. Из-за санкций ВИНК напрямую на полуостров не заходят: «Роснефть» не имеет сбытовых предприятий в Крыму, а «Лукойл» опасается поставлять сюда даже топливо, купленное у него на бирже. Местный рынок обеспечивается нефтепродуктами в основном за счет биржевых объемов. Топливо на торгах приобретают как владельцы крымских сетей АЗС, так и трейдеры, которые затем поставляют товар их контрагентам в Крыму.

Дефицит как возможность заработать

По данным Росстата, в мае 2017 года цены на бензин на российских заправках выросли из-за сокращения производства нефтепродуктов и низких запасов. Розница подорожала на 0,7%, и к концу мая бензин на АЗС в среднем по РФ стоил 37,6 руб за литр.

Крымские АЗС показали в конце весны рекордный рост, повысив розницу сразу на 1,5-2 рубля на литр. Игроки рынка уверяли: более высокая цена на бензин связана с высокими расходами на логистику. По словам владельцев сетей и поставщиков, ближайшие к Крыму НПЗ топливо на бирже не продают, и его приходится транспортировать издалека, а затем еще и платить за переправу.

Местные нефтетрейдеры утверждают, что цена на 2-2,5 рубля выше, чем на Кубани, вполне обоснована. Эти объяснения не удовлетворили ФАС, пообещавшую крупно оштрафовать крымские сети, если они не снизят цены. Пришлось согласиться.

В итоге, по данным ЦДУ ТЭК, Крым и Севастополь оказались единственными российскими субъектами со снижающимися ценами на бензин. Автобензин АИ-92 подешевел в Республике Крым на 0,31 руб/л, в Севастополе на 0,22 руб/л. Цена на АИ-95 в Крыму снизилась на 0,40 руб/л, в Севастополе на 0,19 руб/л.

В середине июня, по данным Росстата, бензин Аи-95 в Симферополе стоил 45,11 руб за литр, в Севастополе — 42,34 руб.

Эксперты признают, при сложившейся системе, когда оптовые цены на топливо регулирует биржевой рынок, а розничные — администрируются сверху, маржа независимых сетей АЗС, не принадлежащих крупным ВИНК, уходит в минус.

Возможно, нынешний дефицит топлива создан в Крыму искусственно, чтобы оправдать перед ФАС желание крымских дилеров не только вернуть цены на бензин к майскому уровню, но и еще поднять их.

Ведь только для простых крымчан ситуация с топливом — проблема, остальные видят во всевозможных санкциях, задержках перевозок и даже морских штормах, останавливающих переправу, возможность еще немного заработать. 



Показаны все новости
Новости
21.11.2024 в 12:56
НРФ'8 установил рекорд посещаемости
Эксперты и участники форума признали е-commerce драйвером онлайн-сегмента.
6.09.2024 в 17:30
Мэр Ялты Янина Павленко перепела советский хит Аллы Пугачевой
Специально для градоначальницы стихи переписал автор нетленки.
6.09.2024 в 15:10
Николаев назвал ключевую ставку ЦБ пузырем, который может лопнуть
Экс-глава Корпорации развития Севастополя оценил перспективы кредитного бума
17.05.2024 в 08:40
ПВО Севастополя сбили рой беспилотников, у части города нет света
Школьникам и воспитанникам детских садов разрешили остаться дома.
16.05.2024 в 16:03
Борис Титов поделился подробностями визита Владимира Путина в Китай
И положительно оценил поворот России на Восток.
15.05.2024 в 15:26
Глава Крыма отметил перемены в Минобороны цитатой об «ошибках и вранье»
Сергей Аксенов выразил надежду на позитивный вектор после назначения Андрея Белоусова.
15.05.2024 в 15:09
Запорожская область планирует перехватывать турпоток у Крыма
Ведется подготовка к курортному сезону на Азовском море.
19.03.2024 в 19:13
Международный форум РЭУ им. Плеханова откроет перспективы для цифровой экономики в РФ
19.03.2024 в 18:25
Экс-глава Севастополя подвел под британский суд жену и брата
Близким Дмитрия Овсянникова предъявлено несколько уголовных эпизодов.
3.03.2022 в 15:50
Причины покупки участка в районе Красноярска: комфорт и выгода вложений
Район Красноярска, богатый природной красотой и уникальными возможностями, становится всё более привлекательным местом для приобретения земельных участков.
28.12.2023 в 00:54
ПВО сбила беспилотник у берегов Севастополя
Об этом сообщил губернатор.
5.12.2023 в 14:31
Активистов Запорожской области наградили в День Добровольца
Церемония состоялась на московской выставке-форуме «Россия» в павильоне региона.
22.11.2023 в 21:50
Покосившуюся стену в центре Севастополя укрепят пленкой от дождя
Чиновники придумали, как избежать потенциального обрушения над дорогой вдоль улицы Адмирала Октябрьского.
22.11.2023 в 16:02
Митрополит Тихон больше не считает Крым ссылкой
Он назвал полуостров одним из самых прекрасных мест в России и вселенной.
22.11.2023 в 11:47
Глава Крыма против запрета абортов в России
Сергей Аксенов прокомментировал обсуждаемую в стране инициативу.
21.11.2023 в 20:07
Севастопольцы живут чуть хуже, чем москвичи
Город-герой уступил столице России, Санкт-Петербургу и Грозному по уровню удовлетворенности населения, но не во всем.
21.11.2023 в 19:51
Власти Севастополя красят стены из природного бута в белый цвет
Горожане заметили невиданное ранее ноу-хау от пришлых чиновников.
21.11.2023 в 19:15
Беглые начальники «Крымэнерго» шиковали по-крупному
Ресурсоснабжающее госпредприятие бесконтрольно осваивало миллиарды рублей.
12.10.2023 в 16:48
Число компаний-участников проекта АСИ «Открыто для всех» превысило 500
Представители отечественного бизнеса продолжают подписывать Национальный инклюзивный договор.
26.08.2022 в 14:25
Петергоф: покупка квартиры и преимущества недвижимости
Инвестирование в недвижимость является важным решением, и Петергоф предлагает ряд убедительных преимуществ для тех, кто рассматривает возможность покупки квартиры.
Новости СМИ2