Высокооктанового бензина в Крыму снова нет. Колонки сетей TES и ATAN стоят пустые. Аи-95 и Аи-98 заливают только на единичных заправках мелких дилеров. Топливо пропало и в крупных городах — Севастополе и Симферополе, и в степном Крыму, где плотность АЗС намного ниже, и, чтобы найти бензин, приходится наматывать десятки километров.
О проблеме уже написали все ведущие федеральные СМИ. Как водится, в успокоительном тоне. В Крыму создадут запасы бензина на 33 дня, сообщил ТАСС в прошлую пятницу, со ссылкой на министерство топлива и энергетики полуострова. По железной дороге в регион уже везут более 400 вагонов с топливом.
Но это неправда.
Сети тоже отчитались: никаких проблем. Директор крымской сети АЗС АТАН Сергей Терещенко, а также совладелец сети заправок ТЭС Сергей Бейм 8 августа заявляли, что проблема с бензином была, но на данный момент решена, и дефицита на заправках нет.
Но это тоже неправда.
Коммерческий директор TES Антон Раскин скрывать не стал: кризис есть. «70% заправок с топливом, 30% без топлива. Не хватает, не успеваем, завозим сейчас его бензовозами, вынуждены покупать на нефтебазах Краснодарского края», — цитировал «Интерфакс» на прошлой неделе.
Конкретную причину дефицита так никто и не назвал. В Минэнерго Крыма ссылались на резко возросший спрос, плохую погоду на переправе и ограничительные меры РЖД, не включившей нефтепродукты в список товаров, подлежащих первоочередному пропуску по железной дороге. По данным «Коммерсанта», к 7 августа в порту «Кавказ» переправы ожидали около 1800 вагонов с топливом. Корректировки в конвенцию внесли еще в начале августа, отгрузки пошли, говорил замминистра топлива и энергетики Крыма Вадим Белик крымским СМИ.
Однако бензин на заправках так и не появился.
Налоговый маневр и модернизация
Дилеры говорят о сезонной нехватке топлива из-за реконструкции отечественных НПЗ — их перестраивают на нефтепродукты с более высокой степенью переработки.
С 2016 года Россия перешла на потребление топлива пятого экологического класса Евро-5. Одновременно страна пытается отказаться от производства мазута. В 2016 году, приводит данные Forbs, глубина переработки нефти повысилась до 79% (к 2020 году она составит по плану 85%).
Выход низкодоходного мазута при этом упал на 21%, а производство высокомаржинального бензина увеличилось на 2%. Впервые российский рынок смог без ущерба отказаться от белорусского импорта. Еще в 2014 году страна импортировала из Белоруссии 1,67 млн тонн автомобильного бензина. В 2015 году объем ввозимого топлива составил 0,78 млн тонн, в 2016 году — 0,2 млн тонн.
Однако модернизация отрасли за декларированной «экологичностью» не успевает. Крупные заводы встают на реконструкцию один за одним, как правило весной и летом, когда спрос на топливо традиционно растет.
По мнению экспертов, полное обновление НПЗ закончится лишь к 2018-2019 году.
Еще в 2015 году глава «Роснефти» Игорь Сечин, пытаясь выбить очередные льготы для своей компании, предрекал дефицит топлива на внутреннем рынке до 5 млн тонн к 2017 году, ссылаясь на низкую доходность нефтепереработки, влияющую на темпы модернизации отечественных заводов.
Все это происходит на фоне налогового маневра, внедряемого в нефтяной отрасли с 2014 года. Государство давно и плотно сидит «на трубе», пытаясь выжать максимум из отечественной нефти. Текущее изменение ставок стало четвертым по счету пересмотром налогообложения главной бюджетообразующей отрасли в истории современной России.
Суть маневра заключается в снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Предельная ставка экспортной пошлины на нефть за последние три года снизилась с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году. Базовая ставка НДПИ на нефть, наоборот, выросла с 493 руб за тонну в 2014 году до 919 руб в 2017 году. Также в 2014 году были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива. С 2017 года введена 100-процентная экспортная пошлина на мазут.
Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в разное время с 1999 по 2011 год двигались разнонаправленно - то были дифференцированными, то наоборот выравнивались. Текущая ситуация с налогообложением привела к росту дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Производить бензин для российского потребителя стало невыгодно из-за высоких внутренних цен на сырье. Гораздо проще отправлять за границу сырую нефть.
В начале 2017 года Forbs подсчитал, какие убытки несет отечественный НПЗ при переработке одной тонны нефти. Экспортная цена на нефть в январе 2017 года держалась на уровне 20 тыс рублей за тонну. Из одной тонны нефти завод произведет:
-140 кг автомобильного бензина, который при январских биржевых ценах давал выручку в 5500 рублей;
- 270 кг дизельного топлива — выручка 1000 рублей;
- 260 кг мазута — выручка 3000 рублей;
- 35 кг авиакеросина — выручка 1200 рублей.
Итого 19700 рублей. При этом акциз на бензин и дизель составил 3300 рублей. Итого доход с продажи — 16400 рублей. Убыток — 3600 рублей. И это, отмечают эксперты, без затрат на саму переработку.
Эти последствия призваны нивелировать сниженные экспортные ставки. Но они влияют на доходы отрасли в целом, как говорится, «в среднем по больнице». Отдельные заводы, принадлежащие крупным нефтяным компаниям, но работающие при этом исключительно на внутренний рынок, вынуждены балансировать на грани рентабельности.
Они давно научились играть с объемами производимой продукции, чтобы искусственно держать уровень цен на топливо.
Так, чтобы избежать падения оптовых цен на бензин в связи с перепроизводством, отечественные НПЗ осенью и зимой сокращают выпуск до уровня спроса.
Крым полностью зависит от биржевых игр
Розничный рынок автомобильного топлива в России рынком по сути не является. Доминирующее положение на нем занимают крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Татнефть» и другие. Цены на топливо ограничивает Федеральная антимонопольная служба. В сетях АЗС ВИНК они могут расти, не опережая темпы инфляции. И это условие монополисты выполняют.
Через биржу в России проходит смехотворное количество нефтепродуктов. Компании-монополисты обязны отправлять на торги лишь 10% производимого бензина, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% мазута. А Крым только там и закупается.
И Крым в этой ситуации страдает первым. Из-за санкций ВИНК напрямую на полуостров не заходят: «Роснефть» не имеет сбытовых предприятий в Крыму, а «Лукойл» опасается поставлять сюда даже топливо, купленное у него на бирже. Местный рынок обеспечивается нефтепродуктами в основном за счет биржевых объемов. Топливо на торгах приобретают как владельцы крымских сетей АЗС, так и трейдеры, которые затем поставляют товар их контрагентам в Крыму.
Дефицит как возможность заработать
По данным Росстата, в мае 2017 года цены на бензин на российских заправках выросли из-за сокращения производства нефтепродуктов и низких запасов. Розница подорожала на 0,7%, и к концу мая бензин на АЗС в среднем по РФ стоил 37,6 руб за литр.
Крымские АЗС показали в конце весны рекордный рост, повысив розницу сразу на 1,5-2 рубля на литр. Игроки рынка уверяли: более высокая цена на бензин связана с высокими расходами на логистику. По словам владельцев сетей и поставщиков, ближайшие к Крыму НПЗ топливо на бирже не продают, и его приходится транспортировать издалека, а затем еще и платить за переправу.
Местные нефтетрейдеры утверждают, что цена на 2-2,5 рубля выше, чем на Кубани, вполне обоснована. Эти объяснения не удовлетворили ФАС, пообещавшую крупно оштрафовать крымские сети, если они не снизят цены. Пришлось согласиться.
В итоге, по данным ЦДУ ТЭК, Крым и Севастополь оказались единственными российскими субъектами со снижающимися ценами на бензин. Автобензин АИ-92 подешевел в Республике Крым на 0,31 руб/л, в Севастополе на 0,22 руб/л. Цена на АИ-95 в Крыму снизилась на 0,40 руб/л, в Севастополе на 0,19 руб/л.
В середине июня, по данным Росстата, бензин Аи-95 в Симферополе стоил 45,11 руб за литр, в Севастополе — 42,34 руб.
Эксперты признают, при сложившейся системе, когда оптовые цены на топливо регулирует биржевой рынок, а розничные — администрируются сверху, маржа независимых сетей АЗС, не принадлежащих крупным ВИНК, уходит в минус.
Возможно, нынешний дефицит топлива создан в Крыму искусственно, чтобы оправдать перед ФАС желание крымских дилеров не только вернуть цены на бензин к майскому уровню, но и еще поднять их.
Ведь только для простых крымчан ситуация с топливом — проблема, остальные видят во всевозможных санкциях, задержках перевозок и даже морских штормах, останавливающих переправу, возможность еще немного заработать.