Станция раннего предупреждения о ракетном нападении «Воронеж» на мысе Херсонес будет построена на месте СПРН «Днепр». Когда-то загоризонтная РЛС системы «Днепр» была передним краем мировых военных технологий. Зоной ответственности наблюдателей с мыса Херсонес было Средиземноморье, часть Атлантики, Ближний Восток. Рассказывали, что в 70-80-е годы СПРН способна была засечь объект размером с теннисный мяч в небе над Африкой.
Теперь эти две треугольных стены, развернутые на Юг и Запад, зияют провалами антенного поля. После развала СССР в 1991 году два «Днепра» — в Севастополе и Мукачево — отошли Украине, а той в соответствии с ее военной доктриной СПРН были не нужны. Первое время они спорадически еще использовались по договоренности с РФ, но потом все заглохло. Такая же судьба постигла разворованную РЛС системы «Днепр» в Казахстане, а в Скрунде, Латвии, советский радар перед вступлением в НАТО вообще демонстративно взорвали. Теперь технологии ушли далеко вперед и восстанавливать радар в Севастополе тоже нет смысла.
Заменяют военные «Днепр» «Воронежем» и в Мурманской области — по той же причине. До этого — пока Севастополь не стал снова российским — новая РЛС была установлена в Армавире. Таким образом, в Севастополе построят уже десятую РЛС «Воронеж». Она значительно компактнее прежней, но не уступает ей в характеристиках.
Строительство начнётся в следующем году. Заработать радар должен в 2020 году. Скорость постройки достигнута за счёт модульности РЛС. В Севастополе останется только собрать модули и запустить радар.
Каждая РЛС отвечает за свой периметр. Информация со всех радаров вливается в Систему предупреждения о ракетном нападении, которая условно замыкается на знаменитом «ядерном чемоданчике» президента. Том самом чёрном чемоданчике, который носит офицер, как тень сопровождающий президента ядерной державы.
Как уже отмечалось, функции севастопольской РЛС «Днепр», оказавшейся в руках Украины, ранее исполняла РЛС «Воронеж», построенная в Армавире 2006-2013 годах. Но это не значит, что с обновлением севастопольской станции армавирская утратит свое значение.
Один из двух сегментов армавирской РЛС прикрывает юго-западное направление, за которое при СССР отвечал севастопольский «Днепр». Но второй сегмент отвечает за направление, ранее контролируемое Габалинской РЛС в Азербайджане. Несколько лет назад Баку отказал Москве в продлении права на использование этой станции под предлогом строительства в Габале горнолыжного курорта.
Между тем севастопольский «Воронеж» будет отличаться от армавирского. Если там РЛС работает в дециметровом диапазоне, то здесь станция должна заработать в сантиметровом.
Что это значит и зачем нужны две РЛС, если их зоны покрытия примерно совпадают?
Как объясняют военные, радар сантиметрового диапазона способен собрать больше информации о цели. Соединив данные от двух армавирских радаров и дополнив её информацией с севастопольской РЛС, военные смогут более точно определить тип и траекторию полёта цели.
Повышается вероятность вовремя обнаружить, а значит перехватить, «сложные» для ПВО цели – например, крылатые ракеты.
Смысл РЛС и всей системы противоракетной обороны – это инструмент сдерживания. Чтобы «те парни» даже не думали всерьёз о военном решении. Все понимают, если ядерная война всё же начнётся, победителей не будет. В Севастополе всё закончится разве что чуть быстрее, поскольку он, как база флота, является одной из приоритетных целей.
Решение о строительстве РЛС в Севастополе приняли в 2017 году, и вопрос, где именно её строить, вроде бы, не стоял: конечно, на месте старого «Днепра».
Проблема лишь в том, что город за прошедшие годы разросся. Причем растет Севастополь преимущественно в юго-западном направлении. Расстояние от будущей РЛС до жилого микрорайона Казачьей бухты – всего около двух километров. До Камышовой – около четырёх километров. В этом ареале живет порядка ста тысяч человек.
В необходимости крепить оборону мало кто сомневается. Но Севастополь и так традиционно неблагополучен по статистике онкологических заболеваний. Будет ли представлять РЛС на мысе Херсонес угрозу для здоровья жителей расположенных рядом микрорайонов?
РЛС направлена в сторону моря. Импульсы радара уходят в море или в небо. Но есть еще так называемые «боковые лепестки». Это импульсы, расходящиеся в стороны. В условной схеме можно еще отметить, что импульс еще набирает высоту (чем дальше, тем он выше проходит), но для чёткой картины, где именно будет опасная зона, пока недостаточно данных.
Вот информация, опубликованная Центром независимых экологических исследований (глава - Элдениз Юсифов), в Азербайджане: «В результате деятельности РЛС в Габале и прилегающих Агдашском, Гейчайском, Уджарском, Исмаиллинском, Кюрдамирском районах Азербайджана за последние пять лет число заболеваний раком возросло в девять раз, нервных заболеваний — в 14 раз, болезней почек — в 13 раз, болезней кровообращения — в семь раз, число врожденных инвалидов выросло в 19 раз, увеличилось количество случаев безвременных смертей и бесплодия».
Вопрос – стоит ли доверять этим шокирующим цифрам. Что это за Центр и от кого именно он независим? Учитывая, что Азербайджан полностью политически зависим от члена НАТО Турции и активно сотрудничает с Израилем в сфере обороны, доверия к этим цифрам нет. Особенно если учесть, что целью подобных исследований было скорейшее изгнание со станции в Габале русских.
Остаётся надеяться, что российские военные отнеслись к вопросу безопасности гражданского населения со всей ответственностью. Ведь, как известно, в России деньги есть и на «умные ракеты», и на новые РЛС, и уж конечно на то, о чем мы едва ли узнаем. А вот на лечение больных детей денег почему-то не хватает.