Переехав жить в Питер, я думала, что скучаю по Севастополю. В Севастополе поняла, что скучала только по определенным людям, а город нравится все меньше. Не хочу показаться снобом или строить из себя интеллектуала-миллениала. Я все та же провинциальная Нина родом из Керчи. И вот я вижу, что Севастополь превращается в Керчь - в керченский центральный рынок на автовокзале. Причем это - центр Севастополя, где раньше было совсем иначе.
Вечером в выходной день прошлись по центру, прошлись по стометровке. Былого ощущения праздника нет. Контингент - деревня, как местная, так и кавказско-азиатская, особенно это «стометровки» касается. Вездесущая шаурма уже подступает к памятникам Затопленным кораблям и Нахимова, но еще не захватила их. Зато из машин истошно вопит что-то типа Коржа, только еще хуже.
Вокруг запах шашлыка и зиры. Как будто попала на Горпуху на день рождения какого-нибудь Васяна или Адилхана. Только извечно танцующие бабушки на Приморском немного отвели душу. И ребята 15-18 лет, которые катают на рампах в Арт-бухте.
Здесь мало молодежи творческой. Мало созидания в лицах, мало светлой амбициозности. Не хватает молодых дерзких лиц, на которых написано не «ща въ..бу, ссыш?», а что-то вроде: «Смотри, как я эксцентричен, хотя на самом деле ужас как закомплексован, так что пойду-ка я выпью с друзьями, сидя на ступенях у воды, помолчу или засмеюсь отличной шутке моего друга, который будет сидеть рядом и рассказывать про последний альбом какой-то новомодной группы». Примерно такое выражение лиц у молодежи в больших городах. Такие есть и здесь, но их все меньше и меньше, потому что после универа они очень быстро отсюда валят.
Ну и в Питере подобные места, конечно, красивее - и по факту, и по атмосфере. Та же Рубинштейна или Некрасова с кучей гастропабов, просто баров, крафтовых пивоварен и так далее. Все это выглядит очень стильно. Огромная улица, набитая заведениями с алкоголем.
И градус скотства при этом в таких местах совершенно иной. Цивилизованнее там, что ли.
Есть Гороховая с маленькими заведениями с окнами в пол под высоченными потолками, где столики стоят прямо на подоконниках. Есть набережная Обводного канала, где заведения на крышах с видом на Спаса на Крови. С ценами, кстати, ниже либо такими же, как в том же «Угле».
Есть человеческая Ночь музеев, организацией которой занимаются практически все службы города. Не просто вышибание бабла, а красивое и дельное вышибание бабла, когда знаешь, за что платишь, и доволен потраченным временем. Городу всегда есть, что тебе предложить. На любой вкус, цвет, вероисповедание и интеллектуальный уровень. Там не морщишься от происходящего вокруг.
Почему Севастополь грубеет и примитивизируется? Мне кажется, потому что вакуум неизбежно будет чем-то заполняться. А вакуум возникает из-за массового оттока студентов и выпускников вузов.
Единственная массовая «студентота», которую выпускал Севастополь – это айтишники. И по совокупности условий, в которых оказалось российское, и очень в большой частности крымское ИТ, в Крыму этим студентам делать вообще нечего, они не могут тут работать. Это не только санкции. Это и политика Роскомнадзора, например, которая связала руки вторым - дополнительным к санкциям - узлом. Запрет VPN, например.
И получается – а что им тут делать? Зачем им тут быть, жить? Вот все и валят. У меня очень многие сокурсники свалили в материковую Россию, в Штаты, на Украину, да бог знает куда еще.
Год назад моему севастопольскому другу предлагали вакансию в Ubisoft со ставкой в 3000 евро. Работать надо было в Одессе. В Крыму таких предложений нет. Есть у меня один знакомый-исключение, который остался в Севастополе и очень неплохо зарабатывает, ту же трешку. Но он один.
Остаются в Севастополе гуманитарии, экономисты и юристы. И первые в конце концов тоже валят - потому что и им тут делать особо нечего, а в больших городах есть хоть какие-то шансы. Их места занимают те, у кого все чаще нет ни образования, ни воспитания. Те, кого устраивает Корж из колонки, и кому для развлечения вполне достаточно шаурмы.