Отель в Крыму — больше не бизнес

Несмотря на провальный сезон, крымские мини-отели не готовы снижать цены. Как ни парадоксально, причиной является нежелание их владельцев что-либо сдавать вообще. Отельный бизнес для многих не дело всей своей жизни, а долгосрочное вложение свободных средс
13.07.2017 в 07:01 Автор: Татьяна Никитина

Вдохновившись успехами прошлого сезона, крымские отельеры в 2017 году подняли цены на 30%. Но открылась Турция, и спрос на путевки в Крым упал на ту же треть. Тут бы подсуетиться, подкорректировать предложение, но они этого не делают, хотя объекты загружены едва ли наполовину. Почему?

Курортная недвижимость в Крыму обходится владельцам слишком дорого, объясняет председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. И приводит пример: мини-отель в Севастополе на два десятка номеров. Ухоженная территория с садом, свое кафе, бар, два бассейна, оборудованный пляж. Построен около 10 лет назад в Казачьей бухте — тогда это место было популярно у туристов из России. Риелторы оценивают этот объект в 60 млн рублей, одна земля под ним может быть продана за 20 млн.

В этом сезоне в июле номера в нем сдаются по 3 тысячи рублей в сутки с завтраком. Загрузка в конце июня-начале июля — около 40%.

«А теперь давайте посчитаем, - предлагает Пархоменко. - Отель обслуживает пять человек персонала: горничная, администратор, повар, техник, официант. Каждый получает на руки минимум 1000 рублей за смену. Итого 6-7 тысяч в сутки. То есть два номера — только на оплату труда».

Итого на зарплату — 200 тысяч в месяц. Еще около 100 тысяч уходит на коммуналку. Налоги, обязательные платежи, текущие расходы... Месяц считается успешным, если владелец получит 300 тысяч рублей прибыли. Но это летом.

Отель работает в среднем три месяца в год: в последние годы в мае и сентябре приезжают единицы. Выходит, годовая прибыль всего около миллиона рублей. Если раскидать на 12 месяцев, получится весьма скромный доход — чуть более 80 тысяч рублей.

Самонаказание для энтузиастов

Крымские отельеры уже привыкли жить на заработанное в сезон целый год. По-другому и не получится: мало где на полуострове есть работа в межсезонье, остается уповать на щедрого туриста. Раньше, при Украине, 50 тысяч долларов чистой прибыли за лето было нормальной цифрой, сейчас самые удачливые едва ли зарабатывают пару миллионов рублей в год.

«Если бы эти деньги можно было просто положить в карман, - рассуждает Пархоменко, - все было бы не так страшно. Но в отель постоянно нужно вкладывать. Не будешь вкладывать хотя бы пару лет, все развалится и турист к тебе больше не приедет».

В ассоциацию входит малый отель из Заозерного, который каждый год всю прибыль вбухивает в развитие, приводит она следующий пример. В позапрошлом году построили бассейн за 2 млн рублей, в прошлом — детскую площадку с лабиринтом за 15 тысяч долларов. В этом — потратили еще 2 млн рублей на ремонт номеров.

«Это безумные предприниматели, - с восхищением говорит Пархоменко. - Для них отель — не просто бизнес, это дело всей жизни. У нас есть еще один объект в Бельбекской долине. Его хозяйка постоянно обещает мне: «Это последнее, что я делаю». Один год она строила бассейн в кредит. Сейчас приехала — у нее новая видовая площадка над обрывом. Она даже продала свою квартиру в Севастополе, чтобы купить луг, на который выходят окна отеля - боялась, как бы его не застроили».

Только такие объекты, считает Наталья, где хозяин сам следит за делами, вкалывает в отеле весь сезон, могут рассчитывать на выживание. Без души не выиграть конкуренцию, а наемные работники душу не вложат. Источником ренты отель в Крыму быть перестал.

«Есть хостел в Судаке, - делится наблюдениями председатель ассоциации, - там хозяйка и администратор, и горничная — все сама. Встречает, провожает... Утром комплимент от заведения — травяной чай и свежие абрикосы. Представляете, в хостеле, при минимальной цене за койко-место? Естественно, в сезон он забит.

И такой же по уровню хостел есть у нас в Севастополе. Владелица живет за границей, прилетает и улетает время от времени. Делами занимается администратор. Объект стоит полупустой».

Следующий пример: крошечный отель, всего 12 номеров. Летом заполнен под завязку: последний номер был продан в мае 2017 года. Из преимуществ — только море в ста метрах и небольшой, но уютный дворик. Зато хозяйка годами дружит со своими постояльцами, сама встречает их и провожает, ведет переписку по интернету, поздравляет со всеми праздниками. Они приезжают к ней снова и снова, везут подарки: икру, красную рыбу, тапочки из оленьего меха.

«Другая называет своих гостей «доллары на ножках», но делает это так ласково, с такой любовью, что это даже не обидно. Видно, что она всем сердцем любит своих гостей», - говорит Пархоменко.

Объясняется все просто: наемные работники не хотят вкладывать в работу душу. Это не их бизнес. Впрочем, и сами хозяева, изредка наезжающие в отель с проверкой, не считают этот бизнес своим. Но почему-то искренне удивляются низким доходам.

Услужливость — наше все

Только так, а не иначе — постоянно расширяя перечень услуг и делая отдых туристов интересным — можно завлечь российского туриста в свой отель, считает Пархоменко. Это раньше к нам ехали украинцы и белорусы, которым кроме моря ничего не нужно было.

Турист из России едет за эмоцией. Его интересуют горы, экскурсии, экстрим: дайвинг, кайтинг, полеты на параплане. И владельцы отелей должны быть готовы рассказать своим гостям, как это получить.

Причем «поиметь свой процент» с аренды той же яхты, как это делалось раньше, теперь не выйдет: взыскательный и грамотный россиянин сразу раскусит обман и обидится. Оставит плохой отзыв на сайте бронирования, в TripAdvisor. Или у себя в блоге о плохом крымском сервисе напишет.

«Сейчас появились особые туристы, - рассказывает Пархоменко. - На днях из одного нашего отеля выехала семья — двое взрослых и двое детей. Бронировали в мае, на месяц. Хозяйка говорит, что сразу должна была заподозрить неладное, когда услышала от гостьи: «В прошлом году отдыхала в Подмосковье, отсудила у пансионата 60 тысяч компенсации». В итоге они весь месяц требовали к себе особого отношения, скандалили по каждому поводу, подбивали других гостей на бунт, кричали, ругались матом. При выезде заявили хозяйке, что 20 тысяч компенсации «за неудобства» их устроит. И еще по 5 тысяч владелица отеля должны им за то, что дети на отдыхе заболели бронхитом. Хозяйка звонит мне, вся в слезах. Я посоветовала ей зайти в номер с диктофоном, записать разговор и подать заявление в полицию о вымогательстве».

Пархоменко признается, что раньше таких инцидентов не было, сейчас же стали приезжать туристы, прекрасно осведомленные о недостатках крымского сервиса и умеющие на этом зарабатывать.

«Они не знают, как себя продавать»

Доходы падают у всех. Это раньше туристы готовы были дорого платить за весьма сомнительные условия, многих вообще устраивал «плацкартный вариант» - койка с самым дешевым бельем, главное, у моря. Сейчас гости более привередливые, хотят комфорта за небольшие деньги.

«Раскрученная вилла на Южном берегу, - продолжает ряд Пархоменко. - Оборот 12 млн рублей в год. В 2014 году хозяйка положила себе в карман 8 млн. В 2015 всего 2 млн. В 2016 — ничего. В этом году пока работает в минус, номера не заполняются».

Другая вилла — в Алупке. Головокружительные виды на горы и на море, прекрасная обстановка, вышколенный персонал. Стоимость номера — 3 тысячи рублей за ночь с завтраками.

В прошлом году были забиты под завязку, в этом хозяйка решила закрыть каналы вторичных продаж через сайты букинга и туроператоров, рассчитывая только на свой сайт. И прогадала — отель стоит полупустой.

«Но эти хотя бы знают, как работают современные технологии, - сетует Пархоменко. - Некоторым объясняешь про сайт, букинг, раскрутку в социальных сетях — смотрят на тебе, как из далеких 70-х. Инстаграм, хештег — что это? Реклама — а зачем? Жалуются, что людей нет, при этом только и мечтают, чтобы их отель кто-то перекупил».

Таких объектов, по словам Натальи, много в Черноморском, Николаевке, Феодосии. Они строились под небогатого туриста из Украины и Белоруссии, приезжающего в Крым на автобусах или поездах. Номера с дешевой мебелью и кинескопным телевизором, без питания сдаются в них за 1000 рублей за ночь. Естественно, селиться в них никто не хочет, но деньги в модернизацию и обслуживание владельцы вкладывать почему-то не спешат. Рекламу и раскрутку через соцсети — считают блажью.

Сложно судить, запаздывает ли реакция крымских отельеров на сложившийся в этом году спрос или, наоборот, они прекрасно отреагировали на рынок, стремясь выжать последнее из редкого туриста.

Ведь многие из них и сами не верят в конкурентоспособность Крыма в сравнении с Турцией, Грецией, Италией или Испанией. Кризис затронул все страны, экономика которых базируется на туристическом бизнесе. Они, изголодавшись по турпотокам десятилетней давности, готовы демпинговать — и в этом их поддерживает государство. В той же Турции правительство выплачивает отельерам 6 тысяч долларов дотаций за каждую сотню принятых туристов из России.

У нас же государство по традиции остается в стороне. Проблемы с коммуникациями и инфраструктурой? Почему бы бизнесу не скинуться и не построить себе канализацию или дороги. Дорогие авиаперелеты? У нас не принято вмешиваться в дела частного капитала. Чиновникам проще свалить все на бизнес, чем работать с ним в связке, выявляя и ликвидируя слабые места.

Да и сами бизнесмены властям давно уже не доверяют. Недавно экс-министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий в прямом эфире одного из крымских телеканалов пожаловался: владельцы отелей его откровенно посылали после предложения снизить цены, ориентируясь на черноморские курорты Краснодарского края и Абхазии. 

Даже рекламу отдыха в Крыму эксперты признают откровенно провальной: привыкшие считать Крым Украиной жители материка понятия не имеют, за чем сюда ехать, кроме моря. А ведь по красоте и разнообразию ландшафтов, обилию исторических достопримечательностей и доступных развлечений Крым на голову превосходит тот же Краснодарский край. Вряд ли когда-нибудь мы сможем предложить туристам расслабленный пляжный отдых в стиле «все включено», как в той же Турции, но продавать эмоции мы могли бы уже сейчас.

Почему у нас все так дорого

Основной причиной повышения цен на размещение Наталья Пархоменко считает возросшие в несколько раз издержки. Стоимость рабочей силы повысилась минимум в два раза с 2014 года. Если в первый «российский» сезон в Крыму можно было нанять горничную за 400-500 рублей, то сейчас она попросит минимум 1000. Повара и администраторы — еще дороже.

«Я уезжала в Питер в 2014 году с должности управляющего мини-отелем, - вспоминает Наталья. - Моя зарплата составляла 30 тысяч рублей. В прошлом году на моей должности человек зарабатывал уже 50 тысяч».

Возросли цены и на продукты, и на коммунальные услуги. «Тот же завтрак тоже надо из чего-то приготовить, - рассуждает Пархоменко, - а это хоть небольшие, но деньги. Правда, у нас в общепите цены завышены нереально. К примеру, порция борща в одном из загородных ресторанов Севастополя стоит 300 рублей. Позвольте, откуда такие цифры, если мне прекрасно известно: себестоимость тарелки борща с мясом и фасолью — максимум 60 рублей».

Но главное, отельеры не видят проблемы в том, чтобы ничего не сдавать вообще. Для многих из них отель никогда не был бизнесом. Они попросту вложили в объекты лишние деньги и теперь выжидают: когда снова появится возможность неплохо зарабатывать на туристах или  когда наступит выгодный момент для продажи неприбыльных активов.

«Пока рисковать никто не хочет, - говорит Пархоменко. - Все ждут, когда в Крыму закончится земельный передел: примут генплан, ПЗЗ, решат, что делать с объектами в стометровой зоне. У меня есть знакомые, готовые купить отель в Крыму, но пока я им этого делать не советую — ситуация слишком нестабильная».

Еще одной точкой отсчета для крымского рынка недвижимости принято считать мост. Отельеры рассчитывают на увеличение турпотока, ведь многих отпугивают дорогие авиаперелеты и тяжелая дорога с переправой. А если этого не случится — на увеличение спроса на мини-отели как элемент престижа или вариант долгосрочного вложения капитала.

«Многие строили эти отели для себя и своих друзей, - говорит Пархоменко. - Они приезжают сюда на отдых сами, приглашают гостей. Их тут облизывают горничные, официантки, администраторы вокруг скачут. Это выгодно».

Если честно, выгода кажется сомнительной. Владеть собственным объектом класса люкс  в Крыму становится весьма обременительно. В курортном комплексе «Аквамарин» владельцы апартаментов площадью 80 кв. м платят за коммунальные услуги 22 тысячи рублей в месяц. Да, сюда входит пользование бассейном, пляжем и СПА-комплексом, а также скидки на меню отельных ресторанов. Вот только многие состоятельные хозяева таких номеров проводят в них от силы 3 недели в год. 264 тысячи в год за такой отдых — не дороговато ли?

Многие признаются, что покупали номера под сдачу. Однако администрация комплекса повышает стоимость коммуналки для таких рантье. Приходится снижать цену на посуточную аренду, только чтобы отбить расходы: сейчас она составляет 4-5 тысяч рублей в сутки, хотя сами арендодатели признаются, что хотели бы брать с постояльцев «минимум 11-12 тысяч».

По наблюдениям Натальи Пархоменко, задирают цены в основном собственники, постоянно живущие на Украине. Они привыкли хорошо зарабатывать на российском туристе в украинские времена, и им кажется, что россияне по-прежнему готовы платить за весьма посредственный отдых.

Тем более, что в самой Украине после того, как она лишилась Крыма, ценник на курортах Причерноморья и Приазовья только растет. Одесса, Коблево, Бердянск и даже Геническ пользуются спросом. На украинской части Арабатской стрелки, годами не видевшей туристов, номер в этом сезоне можно снять за космические по меркам 2013 года 700 грн в сутки.

«Во всем важен баланс, - объясняет Пархоменко. - Помните пример с объектом в Казачьей бухте в Севастополе, который я приводила в начале - номера по 3 тысячи рублей в сутки? Он в июне был загружен наполовину. Рядом с ним пафосный объект с бассейном на крыше, собственник с Украины, номера от 6,5 тысяч — стоит пустой. Напротив другой отель, эконом-класс, вся территория застроена, двора как такового нет, только парковки. Номера — клетушки по 15 кв. м. Стоимость — 1,5 тысячи рублей в сутки. Тоже стоит пустой. Современный турист выбирает золотую середину: уют, комфорт, сервис за приемлемые деньги».

И пока отельеры привыкают к новой реальности, сезон-2017 неумолимо движется к своему завершению. Ожидать изменений турпотока не приходится, несмотря на радужные заявления властей в прессе и кадровые перестановки. Тем временем, предприниматели уже готовятся к следующему сезону: на повестке дня Ассоциации малых отелей продвижение крымских отелей через сеть российских туроператоров, организация чартерных рейсов в Крым и бесплатного трансфера из аэропорта Симферополя до объектов размещения. Похоже, «провальный сезон» кое-чему крымчан все-таки научил.  



Показаны все новости
Новости
21.11.2024 в 12:56
НРФ'8 установил рекорд посещаемости
Эксперты и участники форума признали е-commerce драйвером онлайн-сегмента.
6.09.2024 в 17:30
Мэр Ялты Янина Павленко перепела советский хит Аллы Пугачевой
Специально для градоначальницы стихи переписал автор нетленки.
6.09.2024 в 15:10
Николаев назвал ключевую ставку ЦБ пузырем, который может лопнуть
Экс-глава Корпорации развития Севастополя оценил перспективы кредитного бума
17.05.2024 в 08:40
ПВО Севастополя сбили рой беспилотников, у части города нет света
Школьникам и воспитанникам детских садов разрешили остаться дома.
16.05.2024 в 16:03
Борис Титов поделился подробностями визита Владимира Путина в Китай
И положительно оценил поворот России на Восток.
15.05.2024 в 15:26
Глава Крыма отметил перемены в Минобороны цитатой об «ошибках и вранье»
Сергей Аксенов выразил надежду на позитивный вектор после назначения Андрея Белоусова.
15.05.2024 в 15:09
Запорожская область планирует перехватывать турпоток у Крыма
Ведется подготовка к курортному сезону на Азовском море.
19.03.2024 в 19:13
Международный форум РЭУ им. Плеханова откроет перспективы для цифровой экономики в РФ
19.03.2024 в 18:25
Экс-глава Севастополя подвел под британский суд жену и брата
Близким Дмитрия Овсянникова предъявлено несколько уголовных эпизодов.
3.03.2022 в 15:50
Причины покупки участка в районе Красноярска: комфорт и выгода вложений
Район Красноярска, богатый природной красотой и уникальными возможностями, становится всё более привлекательным местом для приобретения земельных участков.
28.12.2023 в 00:54
ПВО сбила беспилотник у берегов Севастополя
Об этом сообщил губернатор.
5.12.2023 в 14:31
Активистов Запорожской области наградили в День Добровольца
Церемония состоялась на московской выставке-форуме «Россия» в павильоне региона.
22.11.2023 в 21:50
Покосившуюся стену в центре Севастополя укрепят пленкой от дождя
Чиновники придумали, как избежать потенциального обрушения над дорогой вдоль улицы Адмирала Октябрьского.
22.11.2023 в 16:02
Митрополит Тихон больше не считает Крым ссылкой
Он назвал полуостров одним из самых прекрасных мест в России и вселенной.
22.11.2023 в 11:47
Глава Крыма против запрета абортов в России
Сергей Аксенов прокомментировал обсуждаемую в стране инициативу.
21.11.2023 в 20:07
Севастопольцы живут чуть хуже, чем москвичи
Город-герой уступил столице России, Санкт-Петербургу и Грозному по уровню удовлетворенности населения, но не во всем.
21.11.2023 в 19:51
Власти Севастополя красят стены из природного бута в белый цвет
Горожане заметили невиданное ранее ноу-хау от пришлых чиновников.
21.11.2023 в 19:15
Беглые начальники «Крымэнерго» шиковали по-крупному
Ресурсоснабжающее госпредприятие бесконтрольно осваивало миллиарды рублей.
12.10.2023 в 16:48
Число компаний-участников проекта АСИ «Открыто для всех» превысило 500
Представители отечественного бизнеса продолжают подписывать Национальный инклюзивный договор.
26.08.2022 в 14:25
Петергоф: покупка квартиры и преимущества недвижимости
Инвестирование в недвижимость является важным решением, и Петергоф предлагает ряд убедительных преимуществ для тех, кто рассматривает возможность покупки квартиры.
Новости СМИ2