У Севастополя был шанс избавиться от стоков нечистот в море — но похоже, проект строительства очистных скоро встанет.
Напомним, на строительство и реконструкцию КОС «Южные» и строительство очистных сооружений в Балаклаве Севастополю по линии ФЦП было выделено 6,8 млрд рублей. Победителем аукциона на проведение работ стало АО «Биотехпрогресс». В качестве обеспечения по контракту подрядчик предоставил банковскую гарантию на 2,055 млрд руб, гарантом выступило ПАО «ОФК банк». В декабре аванс в такой же сумме был переведен на счета в этом банке. Через три месяца после перевода денег «ОФК банк» был лишен лицензии. За этой мерой, в соответствии с законодательством, последовал запрет на исполнение любых финансовых обязательств. Судьба двух миллиардов, перечисленных севастопольским правительством в качестве аванса, пока неизвестна.
Во вторник, на очередной сессии заксобрания, при обсуждении законопроекта, внесенного правительством и направленного на снижение возможностей Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета, депутаты команды Чалого подняли вопрос о пропаже двух миллиардов и дальнейшей судьбе объекта ФЦП. Представитель губернатора в городском парламенте Михаил Вавилов их как бы не услышал.
Губернатор, несдержанность и резкие реакции которого часто становится причиной обострения инициированных им же конфликтов, этих выпадов парламентариев предпочитает не замечать. Глава правительства может долго игнорировать поднятые ими вопросы, но «само уже не рассосется».
Информация об этой истории появилась сначала в Telegram. 23 апреля Крымский канал сообщил что аванс по госконтракту на строительство КОС «Южные» был перечислен в банк, который вскоре лишили лицензии. Этот же банк выдал гарантию, которая служит обеспечением по контракту.
В том, что это не фейк, можно было убедиться сразу же. Информация о банковской гарантии на сумму 2, 055 млрд была размещена в специальном реестре 22 декабря 2017 года. В соответствии с этими данными банком -гарантом является ПАО «Объединенный финансовый капитал», у которого 16 апреля Центробанк отозвал лицензию.
Крымские телеграмм-каналы сообщили и другие подробности — перевод двух миллиардов был сделан в обход казначейства.
В истории про этот банк есть и другие любопытные детали. Известно, что ОФК-банк был одним из лидеров по предоставлению банковских гарантий по госконтрактам в Санкт -Петербурге. В том числе, банк выдавал гарантии и по тем контрактам, заказчиком по которым выступал комитет по строительству Санкт-Петербурга. В частности, этот банк выдал гарантию на сумму 2, 3 млрд рублей подрядчику, который без торгов получил контракт на достройку «Зенит-Арены».
Возведение стадиона сопровождалось громкими уголовными делами. Обвинения в многомиллионном хищении при строительстве объекта предъявлены бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга Марату Оганесяну, арестованному в ноябре 2016 года. На днях суд продлил арест Оганесяна, который курировал в правительстве Санкт-Петербурга строительный блок.
Бывший шеф Михаила Демиденко Марат Оганесян сейчас под арестом
В правительстве Севастополя этот блок курирует Михаил Демиденко — бывший советник Оганесяна и экс-глава комитета по строительству Санкт-Петербурга. В Севастополе чиновник появился в июне 2017 года, когда Дмитрий Овсянников назначил его директором департамента капитального строительства. С сентября прошлого года Дмитрий Овсянников лично курировал сферу капитального строительства, однако недавно Демиденко был назначен и.о. заместителя губернатора по этим вопросам.
Сейчас депутаты пытаются добиться ответа на вопросы, как «ОФК банк» стал гарантом по крупному госконтракту в Севастополе, кто именно принимал решение об изменении условий госконтракта и об исключении казначейского сопровождения.
«Вопрос по 2 млрд бюджетных денег Севастополя, он как раз связан с тем фокусом, который произошёл с заменой счетов казначейства на счета коммерческих банков» - отметил на сессии председатель бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов. Вице-спикер Александр Кулагин прямо призвал чиновников «прийти и с трибуны рассказать севастопольцам, в чем дело».
В ответ Дмитрий Овсянников хранит молчание, следуя поговорке qui s'excuse – s'accuse (кто оправдывается — тот сам себя обвиняет). Эта тактика сработала в случае с обвинениями в адрес чиновников, озвученными директором завода «Южный Севастополь» Патимат Алиевой. Напомним, в апреле г-жа Алиева сообщила местным СМИ, что обратилась в ФСБ по поводу вымогательства 1 млн долларов со стороны севастопольских чиновников за возможность продолжения работы предприятия. Каких-либо попыток опровержения этой информации не последовало, пошумели — и забыли.
Однако в случае с двумя миллиардами на вопросы, которые публично задают сенатор и депутаты, рано или поздно придется ответить.
Работы на КОС, судя по веб-камерами на сайте правительства, пока еще ведутся. Но на площадке заметно всего несколько человек, большая часть техники стоит.
Судьба масштабного объекта теперь под вопросом, такие проблемы все равно не утаишь. Дмитрию Овсянникову придется говорить об этой истории — хотя его молчание сейчас очень красноречиво.