Иск появился на сайте Арбитражного суда Севастополя 22 октября. В разделе «иные лица» указан «заместитель Генерального прокурора Российской Федерации».
Глава Севприроднадзора Сергей Самойлов утверждает, что ему об иске ничего не известно. «Откуда у вас такая информация? Я ничего не знаю», — заявил он «Примечаниям». Однако, как сообщили источники в ведомстве, юротдел к иску готовится.
Его предмет судом пока не обнародован, но, по данным «Примечаний», речь идет о тех самых 3800 га лесов от Балаклавы до мыса Айя, которые правительство Овсянникова передало в аренду ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» (входит в орбиту ГК "Эллада") за 270 рублей в год. Помимо собственно лесного участка площадью 3600 га, в аренду коммерсантам за копейки были переданы еще 200 га популярных мест отдыха севастопольцев и гостей города — пляжи Инжир и Золотой, Торопова дача, Торопово озеро, Сухой ручей, Сухая речка и несколько участков в Алсу.
Как сообщили «Примечаниям» источники в правительстве, теперь у Правового управления возникли претензии к соглашениям с «Орлиновским охотничьим хозяйством», договорам аренды и к проекту освоения лесов.
Почему это обнаружилось только сейчас и почему правительство города решило разобраться со своим структурным подразделением, Севприроднадзором, столь необычным способом — через Арбитражный суд, да еще с участием замгенпрокурора?
Как говорят наши собеседники на Ленина, 2, иск этот носит упреждающий характер.
Минувшим летом прокурор Севастополя Игорь Шевченко опротестовал соглашения подчиненных Овсянникова с «Орлиновским охотничьим хозяйством». А в сентябре городская природоохранная прокуратура обвинила Севприроднадзор в превышении полномочий из-за аренды участков в заказниках и потребовала отменить ряд приказов.
Реакции со стороны правительства тогда не последовало. Но в августе этого года в Севастополе работала выездная комиссия Генпрокуратуры и изучала, в частности, соглашения с ООО «Орлиновское охотничье хозяйство».
«У Генпрокуратуры возникли вопросы к документам, — поясняет знакомый с ситуацией чиновник. — Теперь правительство делает вид, будто только сейчас обнаружило, что соглашения не прошли правовую экспертизу. И само подало иск. То есть, сняло с себя ответственность».
«Правительство делает вид, что оно ничего не знало, — говорит один из наших собеседников. — Хотя в 2017 году Севприроднадзор принимал эти решения по устному указанию Дмитрия Овсянникова, понимая, что они нарушают законы».
«Инициатором соглашений с Орлиновским охотхозяйством был губернатор, но официально взаимодействие правительства с арендатором лесов проходило только через нас, — подтверждает источник в Природнадзоре. — То есть формально за рамки взаимоотношений между ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» и Севприроднадзором документы не выходили. Поэтому губернатор имеет формальные основания заявить, что не знал о них».
После серии публичных скандалов вокруг передачи лесов такое «незнание» будет выглядеть странно. В городе хорошо помнят, как горячо Дмитрий Овсянников защищал от сноса незаконно построенный при Украине вольер над мысом Айя. Потом его передали Орлиновскому охотхозяйству — вместе с 3800 га заповедной земли от мыса Айя до Балаклавы, включая весь берег моря. Планировалось, что потом коммерсанты «Эллады» получат еще 12 700 га лесов от Хмельницкого до Штурмового, от Мекензиевского лесничества до Черной речки — почти 30% всех городских лесов.
Отметим, что в арбитражном суде Севастополя уже рассматриваются дела в отношении структур правительства, в которых правительство указано в качестве истца, а прокуратура значится в графе «иные лица». Как правило, это говорит о том, что иск в целях защиты интересов города был подан надзорным ведомством, а не чиновниками исполнительной власти.