Губернатор Севастополя в одностороннем порядке нарушил договоренность с командой Чалого в общественной палате, назначив туда нового члена, вместо умершего экс-председателя Халайчева, память о котором правительство города просило не беспокоить исключением того из состава организации.
22 января на сайте правительства Севастополя появился указ губернатора: «В связи с досрочным прекращением полномочий члена Общественной палаты Евгения Георгиевича Халайчева назначить членом Общественной палаты Севастополя от губернатора Сапарова Одиссея Искандаровича».
Одиссей Сапаров известен как глава Ассоциации самообороны Севастополя, а также как один из собственников ООО «Частное охранное агентство «ЧВК – Частная военная компания».
В 2016 году «Частное охранное агентство «ЧВК — Частная военная компания» стало победителем конкурса ГУП Севастополя «Водоканал», искавшего охрану для своих объектов водоснабжения. Фирма, связанная с севастопольской самообороной, получила за свои услуги 15,79 млн рублей. Эти деньги выплачиваются фирме за круглосуточную охрану девяти гидроузлов (с 1 июля 2016 года по 1 августа 2018 года.
Сапаров вместе с другим членом ОП, тоже самообороновцем Олегом Махониным является соучредителем добровольной народной дружины «Бастион-Севастополь». Махонин за время своего членства в ОП запомнился лоббированием интересов отдельных торговцев на Приморском бульваре. Тогда оказалось, что семья Махонина без каких-либо документов занимала один из местных ларьков, а его окружение из так называемой «самообороны Севастополя» прикрывало сувенирщиков по соседству. Более того, супруга Махонина Ольга состоит в комиссии правительства Севастополя по размещению нестационарных объектов (НТО). Она была выдвинута туда Общественной палатой Севастополя вместе с тезкой — членом ОП РФ от Севастополя Дроновой.Назначение Сапарова в ОП сомнительно с точки зрения законодательства, говорят юристы. Тезис подтверждает и член Совета Общественной палаты Севастополя Григорий Донец.
Дело в том, что даже смерть члена Общественной палаты не прекращает его полномочия. Прекращаются они после того, как Совет ОП внесет этот вопрос на рассмотрение заседания членами палаты и в итоге утвердит. Прекратить членство Халайчева может только сама ОП. Для этого она должна собраться, проголосовать за исключение умершего из своих рядов, потом проголосовать за обращение к губернатору с просьбой доназначить недостающего члена.
Перечень причин, по которым возможно досрочное прекращение полномочий члена Общественной палаты, приведен в статье 25 закона «Об общественной палате города Севастополя». Текст статьи начинается с отсылки на регламент ОП.
А вот и выдержка из регламента, из которой следует, что прекращение полномочий по любой из указанных в статье закона причин осуществляется только после внесения его в повесттку заседания ОП ее Советом и дальнейшего утверждения на самом заседании.
«Такой вопрос [в повестку заседания] мы дважды пытались внести на Совет ОП, - сообщил «Примечаниям» Донец. - Перед Новым годом, где-то 28 декабря, мы планировали провести заседание ОП и принять решение о прекращении полномочий Халайчева, чтобы у губернатора, в соответствии с законом, в течении 15 дней появилась возможность назначить своего представителя. Часть членов ОП, представляющих губернатора, этот вопрос заблокировала. Следующий очередной Совет назначен, по-моему, на 24 января. Вторым пунктом там значится включение в повестку дня заседания вопроса о досрочном прекращении полномочий члена ОП Евгения Халайчева. Только после прекращения полномочий у губернатора появляется право назначить по своей квоте еще одного человека. На сегодняшний день полномочия Халайчева не прекращены. И у нас теперь 25 членов ОП. Беззаконие».
Мотивы губернатора понятны: если действовать по закону, члены палаты, набранные по квоте Заксобрания, еще до назначения нового члена получат преимущество в один голос. И смогут наконец осуществить давно задуманное - исключить из состава ОП своего давнего недруга Олега Гасанова за грубое нарушение этики. Они уже пытались это сделать, но голоса разделились пополам, и теперь две половины не могут даже утвердить повестку. Фактически Общественная палата в Севастополе не работает уже полтора года.
Правда, как сообщил источник «Примечаний» в аппарате ОП, теперь за исключение Гасанова готовы голосовать и члены палаты из квоты губернатора. В ближайшее время заседание палаты будет собрано, обещают в аппарате.Сам Гасанов исключения не боится, так как большинство членов Совета ОП – его сторонники. Сообщение о включении Одиссея Сапарова в число «палаточников» стало для него приятной новостью. «Теперь у нас 24 члена», - радуется Гасанов. Он говорит, что Овсянников имел право назначить Саппарова без сношений с ОП, потому что губернатор регламенту палаты не подчиняется.
Автор закона об Общественной палате Севастополя «чаловец» Виктор Посметный поддержал мнение Гасанова. По его словам, ситуация с Общественной палатой настолько сложная, что регламент с законом не могут предусмотреть все обстоятельства – ведь в повестку заседания ОП вопрос о прекращении полномочий должен вносить председатель палаты. А именно он и умер.
Кто сейчас исполняет обязанности главы ОП, непонятно, говорит Посметный. Таковыми себя считает как Олег Гасанов, так и Александр Олейников. Первый – на основании бумаги от покойного Халайчева (никем не заверенной, говорит Донец). Второй – на основании законодательства, которое гласит, что в отсутствии официальных указаний бывшего председателя исполняющим обязанности назначается старейший член ОП. Таковым является именно Александр Олейников.