На сегодняшнем заседании правительства Севастополя глава Департамента по имущественным и земельным отношениям Рустэм Зайнуллин сообщил, что законопроект о выплате компенсаций подготовлен с целью исполнения распоряжения правительства РФ. Правительство снова отправит его на рассмотрение Заксобранием, и судя по сказанному чиновником, проект тот же: «В целях исполнения поручения правительства РФ мы вновь выходим с данным проектом», — обозначил Зайнуллин.
Это уже вторая попытка правительства Дмитрия Овсянникова оплатить национализированное экс-губернатором Севастополя Сергеем Меняйло руками местного парламента. В мае этого года депутаты проголосовали против документа, и закон принят не был, несмотря на все те же заявления о том, что документ одобрен правовым отделом Администрации президента.
Деньги на компенсацию владельцам более 35 национализированных в 2015-16 годах активов замгубернатора Илья Пономарев предложил выделить из бюджета Севастополя.
Тогда вице-спикер ЗС Александр Кулагин пояснил «Примечаниям», что голосовать против этого законопроекта – его принципиальная позиция. Депутаты неоднократно заявляли о незаконности действий Меняйло. Кроме того, распоряжение о национализации было принято именно правительством Севастополя, поэтому расплачиваться за решения Меняйло должна именно исполнительная власть города как правопреемник, говорил Кулагин.
Позиция депутата с тех пор не изменилась.
«Поскольку все процессы, связанные с национализацией частного имущества, наше правительство [Севастополя] регулировало своими правовыми актами, то все вопросы по компенсациям могут быть отрегулированы теми же правовыми актами правительства, — говорит Кулагин. — Поскольку Заксобрание отклонило все законы по национализации, это является основанием для того, чтобы не принимать никакие законы связанные с компенсациями. Правительство РФ не обязывает принять закон, нас могут обязать рассмотреть закон. Будет проект – рассмотрим. Если законопроект будет такой же, лично я буду голосовать против».Напомним, в 2015 году было национализировано 13 предприятий: ПАО «Севморзавод», СРК «Севморсудоремонт», ГП «Внешэкономсервис», ООО СПТ «Корабел», ООО «Севмордорстрой», ООО «Севморверфь», ООО «Севмормаш», ООО «Новая эра», ООО «Инкермебель», ООО «Севморрэмо», ООО «Югсевморсервис», ГП «Севморэнерго», ГП «Конструкторское бюро радиосвязи» (в народе — «одеколон»).
При национализации Севморзавода пострадали и 9883 физических лица — жителей Севастополя, акционеров предприятия.
Кроме того, в июле 2016 года Меняйло подписал новое постановление №662-ПП о национализации ещё 28 объектов: четырех автостанций, центрального и птичьего рынка, гостиницы, торгового павильона, двух магазинов, административного здания, топливной базы и 15 автозаправочных комплексов.Часть этих активов принадлежала местным предпринимателям и не являлась собственностью украинских олигархов. Например, севастопольский Центральный рынок контролировал потребительский кооператив «Крымпотребсоюз», который благодаря волне национализации Меняйло, а также крымского премьера Сергея Аксенова, лишился вообще всего имущества на полуострове. Причем в республике частную собственность отбирали именно законом, который депутаты Госсовета приняли, в отличие от севастопольского Заксобрания. Позже на иномарке «Крымпотребсоюза» Audi Q7 ездил экс-мэр Симферополя Геннадий Бахарев, который этого даже не скрывал.
Между тем еще за месяц до второго распоряжения Меняйло, в июне 2016 года, замминистра экономики РФ Евгений Елин поручал разработать механизм возврата национализированного в Севастополе и Крыму имущества прежним владельцам. А глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков тогда же прогнозировал: отмена национализации в Севастополе и Республике Крым неизбежна. В Минюсте вообще говорят, что регулирование имущественных отношений в Крыму не соответствует Конституции «ни формально, ни по существу».
Инициаторы национализации в Крыму и Севастополе — тогдашний полпред в КФО Олег Белавенцев, премьер-министр РК Сергей Аксенов и Сергей Меняйло — оправдывали ее тем, что среди собственников изъятых активов на полуострове есть антироссийски настроенные персонажи вроде Игоря Коломойского, чей «Приватбанк» оставил крымчан без вкладов, и того же г-на Порошенко.«Однако выяснилось, что так называемая национализация коснулась не только имущества Коломойского и Порошенко, — говорил председатель севастопольской «Деловой России», занимающий сейчас пост главы Корпорации развития Севастополя Олег Николаев. — В списки были включены активы и российских граждан, а критериями отбора послужила коммерческая привлекательность отобранного имущества. Мы выступали против этого решения, понимая, что рано или поздно решения судов вернут все на круги своя».
По словам Николаева, национализация нанесла удар по инвестиционной привлекательности региона: «Кто захочет вкладывать деньги на территории региона, где распоряжением губернатора в любой момент твое имущество может быть отобрано? — задается вопросом он. — Уже есть решения судов, по которым национализированное имущество придется возвращать владельцам. При этом многие объекты уже успели продать или передать новым собственникам».