Напомним, огромный вольер, отгородивший участок леса площадью 600 га якобы для разведения диких животных, оказывается на пути всех, кто пытается пройти по участку Большой севастопольской тропы от смотровой площадки над Ласпи до вершины нависающей над Батилиманом горы Куш-кая и далее — к вершине мыса Айя. Трехметровый забор из врытой понизу в землю плотной сетки-рабицы, усиленной стальными тросами и растяжками, мешает не только кабанам и оленям, но и туристам, вынужденным искать редкие неудобные калитки, которые в любой момент могут оказаться запертыми. Когда-то эта территория называлась «участком воспроизводства животных», теперь здесь в них стреляют за деньги.
Вольер этот был построен в 2013 году ООО «Орлиновское лесоохотничье хозяйство». Имя этой фирмы не случайно имитирует название госструктуры. Она аффилирована с компанией «Эллада», давно претендующей на статус главного монетизатора лесных угодий Севастополя.Кроме того, что ограждение перекрывает проход, оно еще и построено на той территории, где охотиться априори запрещено — из 600 гектаров 400 залезли на территорию заказника «мыс Айя». Фактически это самозахват земли: строительство «питомника» не было согласовано ни в одном органе исполнительной власти Украины. Проект вольера существовал - но тоже не согласованный.
С сентября 2016-го по февраль 2017-го различными контролирующими органами было проведено несколько проверок законности установки вольера.
Сначала вольер проверяла природоохранная прокуратура в ответ на запрос депутата Юрия Круглова. Ведомство установило, что огромная часть территории, на которой стоит вольер с калитками, на 4,5 млн квадратных метров вылезла за пределы выделенного под него при Украине участка земли. К такому же выводу пришел департамент по имущественным и земельным отношениям. Итоги этих проверок были направлены в Севприроднадзор. Те должны были принять исполнительное производство, наказать виновных и отчитаться в природоохранную прокуратуру.
«После того, как было направлено обращение в Севприроднадзор — тишина, — рассказал «Примечаниям» Круглов. — Поэтому в ноябре 2016 года мы пошли по этой тропе с Дмитрием Овсянниковым и замгубернатора Владимиром Базаровым. Позиция врио тогда была – разобраться, и если подтвердится факт незаконности, вольер убрать. Дальше я могу только гадать:
видимо он дал какую-то команду, так как проверку начало управление земельного контроля. Они аналогично установили, что месторасположение вольера не соответсвует расположению, определенному научным обоснованием мелитопольского института»
Но и эта проверка не помогла — вольер остался стоять. Тогда этот вопрос был вынесен на комиссию по сносу самовольных строений. 19 апреля 2017 года члены комиссии проголосовали за снос вольера. Однако строение решили убрать не полностью - ликвидируют лишь участок, заходящий на территорию ООПТ со стороны вершины Куш-кая.
Уже через неделю часть участников комиссии по незаконным строениям собрались на заседании другой комиссии, куда они тоже входят, переголосовали и отменили свое же решение о сносе.
Объяснили так: высказались сгоряча, не разобравшись в вопросе.
«Мне сказали, что решение, которое мы принимали 19 апреля, было принято без полноты всей картины. И что [члены комиссии] договорились о том, что Севприроднадзор предоставит полный набор документов, который будет рассмотрен на комиссии. Я голосовал против отмены решения по сносу, принятого ранее», — сообщил подробности принятия пятничного решения депутат Вячеслав Горелов.
Депутат Круглов сообщил «Примечаниям», что он не знает, кто именно из комиссии решил отменить снос, но проинформировал — голосовали в том числе представители горхоза, ДИЗО, департамента архитектуры и градостроительства и другие. Ранее уже экс-глава Севреестра Марина Вишневская, (входила в состав комиссии) сообщила нам о том, что это было общее решение.«Это было решение всей комиссии, — говорит Вишневская. — Судя по тому, что написал Севприроднадзор, у них [у ООО «Орлиновское охотничье хозяйство»] имеются, вроде как, документы украинские. Но их предоставить никто не может. В том числе опровергнуть информацию, что их нет, тоже никто не может. Беспредел допускать никто не собирается».
При этом Вишневская отказалась отвечать на прямой вопрос об ее участии в голосовании по вольеру, неоднократно заданный корреспондентом «Примечаний». После эмоционального спича в адрес нашего журналиста она все же призналась, что голосовала за вынос этого вопроса на дополнительное обсуждение с участием владельцев вольера.
В свою очередь глава Севприроднадзора Сергей Самойлов то обещал побеседовать с журналистом при встрече, то прятался от него в кабинете, и в итоге заявил, что общаться по теме вольера будет только после письменного разрешения от правительства на эту беседу.
Чтобы сдвинуть незаконный вольер с места, заксобрание решило провести собственное расследование. На сегодняшней сессии пятеро депутатов (Вячеслав Горелов, Сергей Кажанов, Михаил Чалый, Юрий Круглов и Виктор Посметный) вынесли на голосование проект постановления о создании комиссии по проведению проверки законности установки вольера.
За создание комиссии проголосовало 13 депутатов (включая депутата из Балаклавы Ирину Кравец), шестеро были против. Помимо таинственной «шестерки» против комиссии высказался врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников.
«Я не ходил вдоль забора, мы ходили по тропе сквозь забор, там были калитки, поэтому я никаких неудобств не испытывал», - неожиданно вступился он за объект, с которым ранее сам же поручал разобраться.
Овсянников стал убеждать депутатов, что их комиссии дело только затянут: «У правительства дойдут руки, и мы нормально совместно с прокуратурой разберемся в этой ситуации. Мне кажется это работа органа исполнительной власти».
Между тем, заметим, именно чиновники встали на сторону «Эллады», отменив решение о сносе вольера.
Структуры, связанные с многопрофильной группой компаний Владимира Корнейчука «Эллада», которую называют теневым хозяином севастопольских лесов, с украинских времен ведут бизнес на лесных кордонах, на Тороповой даче и на Скельской поляне, в тесном контакте с лесниками. В 2013 году бывший начальник лесного и охотничьего хозяйства города Юрий Трач отдал Торопову дачу в аренду ООО «ТОР» своей дочери Олесе Землянской («ТОР» называют одной из дочек все той же «Эллады»). Новые владельцы выкорчевали деревья, срыли луга, построили капитальный ресторан, поле для гольфа, заселили пруд рыбой. Ущерб природе позже оценили в 14 млн руб., с конца 2014 года строения на Тороповой даче под арестом, Трач осужден судом. Но физический контроль над участком «Эллада» сохраняет и старается не пускать туда посторонних.«Неподтвержденные данные мне позволяют судить, что владельцы вольера нашли общий язык с руководством города», — констатирует Круглов.
Таким образом, частные лица, отгородившие при Украине сотни гектаров в самом центре государственного заказника, парализуют уже второе российское правительство города – на этот раз состоящее почти сплошь из материковых чиновников. Одного лишь устного предположения, что у лесного спрута есть на это некие украинские документы, которых до сих пор никто не видел, оказалось достаточно, чтобы исполнительная власть пошла на попятную.