После полуночи глава севастопольского избиркома Александр Петухов сообщил, что по предварительным данным действующий врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников набрал 72,28% голосов. Ближайший соперник - кандидат от КПРФ Роман Кияшко, чья кампания строилась на его севастопольском происхождении - набрал 15,92%, коммунальный оператор из ЛДПР Илья Журавлев - 7,2%, остальные совсем мало. На довыборах в заксобрание лидирует кандидат от «ЕР», руководитель севастопольского филиала МГУ Иван Кусов, которому суждено стать козырем Овсянникова в местном парламенте.
Отрыв вполне ожидаемый - неожиданностью и главной интригой стала явка. Пожалуй, впервые избиратели этого политизированного города с большим протестным потенциалом показали такую же низкую активность, как вся остальная Россия.
Губернаторов вчера выбирали не только в Севастополе и, по данным ЦИК на шесть часов вечера, средняя явка по стране составила 28,68% - настоящий антирекорд. В Севастополе на 18:00 явка составила 30,5% (и это притом, что на ЧФ еще к 12.00 проголосовали около 75% военнослужащих). И это антирекорд вдвойне - в 2014 году на выборах в заксобрание явка составила 49%, в 2016 году на выборах в Госдуму - 46%.
Эти данные не окончательные. Однако после полуночи глава севастопольского избиркома Александр Петухов назвать предварительную явку почему-то отказался.
Конечно, 30,5% - не самый плохой результат: в Карелии явка на выборах губернатора составила 23,5%, в Новгородской области 24,8%, в Калининградской 26,3%, в Кировской 27,2%. Во всех остальных регионах, за исключением Мордовии, Саратовской и Белгородской областей, явка была ниже 40%. Но почему Севастополь повел себя так апатично?
Ответы на этот вопрос "Примечания" будут собирать сегодня, но уже сейчас можно сделать несколько выводов.
Во-первых, на выборах не было интриги: с самого начала этой вялой губернаторской гонки соперники Дмитрия Овсянникова проигрывали ему настолько серьезно, что их всех, кроме, пожалуй, Романа Кияшко, можно было назвать техническими кандидатами. Да и Кияшко, о котором никто ничего толком не знает, имел в активе лишь располагающую внешность, сильно выгоревший бренд КПРФ и переоцененный слоган "свой". Севастопольцы, конечно, склонны к географическому шовинизму, но не настолько, чтобы ставить на темную лошадку.
Во-вторых, штаб Овсянникова сумел убедительно (выдержанные в единой стилистике сине-красные плакаты с Овсянниковым и Путиным не в счет) донести до широких масс месседж: в Кремле хотят видеть губернатором только его. Не то чтобы в Севастополе сходу взяли под козырек, но ощущение, что плетью обуха не перешибешь, возникло.
В-третьих - и это важно - Севастополю на этих выборах было не с кем воевать.
При Украине он отдавал голоса за надоевших предателей-регионалов просто чтобы показать: Севастополь это не Киев и не Львов, "нацикам" тут не место. На выборах в закс осенью 2014 года нужно было выбрать между Чалым и Меняйло, и севастопольцы пошли показывать, за кого они из этих двоих. На выборах в Госдуму в 2016-м у горожан тоже был выбор. Была ли альтернатива сейчас?
Как бы там ни было, если у местных застройщиков "переходный период", все еще продолжается - то во внутренней политике он, похоже, закончился. Мы теперь - среднестатистическая российская провинция.