Несчастный случай произошел утром 3 июля на скальном гребне, протянувшемся от Ласпинского перевала (смотровая) до горы Ильяс-Кая.
«У нас там лесопатрульная станция, постоянно дежурит инспектор. Около 9 утра он позвонил и сказал, что с горы кто-то зовет на помощь, — рассказал "Примечаниям" участковый лесничий ГКУС "Севастопольское лесничество" Евгений Пупиков. — Местные жители тоже слышали крик. Я вызвал спасателей, а участковый инспектор по охране леса Александр Тетерюков с местными жителями начал поиск пострадавшего».
По словам лесников, житель Севастополя в возрасте 35-37 лет поднимался к «Храму солнца», но заблудился и упал со скалы вниз. Спасатели говорят, что мужчина лез наверх по скале, но у самой вершины сорвался. В итоге он пролетел вниз, скатываясь по полкам, более 70 метров и застрял в слепом кулуаре в пятидесяти метрах от подножия.
Чтобы эвакуировать пострадавшего, спасателям пришлось разделиться на две группы. Одна выехала на гору и установила там лебедку, а другая, вместе с лесниками Львом Дикаревым и Александром Черняковым, действовала внизу. Спасатели поднялись в скальный кулуар и закрепили раненого на специальных носилках, после чего их сначала подняли наверх, а потом — опустили к подножию. Оттуда носилки на руках спустили к трассе, где ждала бригада скорой помощи.
«Удивительно, что после падения с такой высоты этот парень вообще выжил, — рассказывает альпинист, участник общественной Горной поисково-спасательной группы Юрий Круглов. — У него был открытый перелом ноги и пневмоторакс: осколок сломанного ребра пробил легкое и воздух проникал туда снаружи, через грудную клетку».
«Когда к нему поднялись, он был в сознании, сказал, что живет на Остряках, — говорит Евгений Пупиков. — Парень просто в рубашке родился».
Скорой пришлось забрать и одного из спасателей, Сергея Фоменко. Когда тот поднимался к пострадавшему, крупный камень, сорвавшийся сверху, так сильно ударил его по каске, что Сергей сорвался со скалы, пролетел несколько метров и завис на страховочной веревке товарища, с которым шел в связке. Позже, в больнице, выяснилось, что у него челюстно-лицевой перелом.
Эта спасательная операция выявила серьезную проблему, которая в будущем может стоить кому-то жизни: по вине слепой бюрократии спасотряд Севастополя оказался изолирован от основных выездов из города, и даже от собственного диспетчера.
«Спасатели выехали в начале десятого, но застряли в пробке, — рассказывает Юрий Круглов. — Когда спасательная служба вместе со Станцией юных туристов находилась на Суворова, 20, добираться было легко: спустился к вокзалам и выехал по Лабораторному шоссе в сторону Ялты. Но при Украине на место юных туристов вселился Апелляционный суд, а по российским законам в одном здании с судом располагаться никто не может. Поэтому спасателей временно выселили на пляж Омега — и они оказались там заперты постоянными пробками».
Вторая проблема: диспетчерский телефон спасателей — (8652) 54-33-97 — оказался к новому месту базирования отряда не подключен. Сейчас диспетчер от них фактически оторван, а ведь от него зависит скорость обнаружения пострадавшего.
Третья проблема спасателей — транспорт. «Газель», на которой они выехали утром, застряла в пробке, а УАЗ «Патриот», который правительство выделило им в этом году, оказался не подготовленным: шоссейная резина не позволяет подняться в гору, к тому же он вторую неделю в ремонте. В итоге Круглов повез группу на место происшествия на своем автомобиле.
И четвертая проблема: государство никак не может закупить для ГКУ «Центр гражданской защиты» Севастополя специальные носилки и лебедки для спасения людей в горах. Сейчас спасатели пользуются носилками и лебедкой, безвозмездно предоставленными городской Федерацией альпинизма. Оборудование это имеет срок действия, и закупать новое необходимо заранее, пока старое не отказало. А бюрократическая машина медлит.
На этот раз парню в Ласпи повезло. Но проблемы спасателей пора решать, и делать это надо как можно быстрее.