Летом 2017 года в центре Ялты стало проблемой поставить машину: привычные места либо запрещены для парковки, либо стали платными. Чтобы посетить социальные объекты (исполком, налоговую, образовательные учреждения, больницы и т.д.), водителям приходиться расставаться с несколькими сотнями рублей. По сути, бесплатно пользоваться личным транспортом в центре сейчас могут лишь несколько десятков чиновников, у которых есть гарантированные места на площадке у горсовета.
Бесплатная парковка запрещена
«Многие новые знаки «парковка запрещена» и «работают эвакуаторы» установлены в Ялте с нарушением правил дорожного движения, - утверждает общественница, юрист Анна Шаульская. – Из-за этого, а также из-за запрета парковки авто в исторически сложившихся местах, водители ставят машины во дворах. А там гуляют дети».
Уходящая администрация Андрея Ростенко оправдывала вытеснение бесплатных парковок стремлением покончить с пробками. Проблему трафика в Ялте действительно надо решать. Но Контрольно-счетная палата ялтинского горсовета выяснила, что муниципальные платные парковки работают с многочисленными нарушениями – соответствующие документы редакции «Примечаний» передали депутаты ялтинского горсовета.
Фрагмент акта проверки платных парковок Большой Ялты
По словам депутатов, МУП «ТИЦ ЮБК», которое управляет большинством платных парковок Большой Ялты, в 2015 году показало убыток в 50 тысяч рублей, а за 2016 год не принесло в бюджет муниципалитета прибыли. После выплаты зарплат зарегистрированным сотрудникам МУПа, городскому бюджету осталось 0 рублей.
Аудиторы выяснили, что деньги уходили «налево»
При этом на всех платных парковках Ялты в прошлом году кипела бурная жизнь. В актах проверки МУП сообщается, что на парковках машины ставят не горизонтально тротутару, а «елочкой» - то есть парковки обслуживают в несколько раз больше машин, чем предусмотрено паспортами. Аудиторы зафиксировали, что отраженные в кассовой книге доходы значительно ниже фактических. Подтвердились жалобы сотен ялтинцев в соцсетях на то, при оплате парковки они не получали чеков и талонов.
Как сообщили «Примечаниям» сами парковщики, руководят МУП «ТИЦ ЮБК» люди, в прошлом работавшие в правоохранительных органах, а о величине и конечном адресате выручки особенно переживает недавно ушедший в отставку зам главы администрации Ялты Антон Тихомиров. Имя этого близкого соратника Андрея Ростенко упоминалось в связи со скандалом из-за работы ялтинского Дома творчества писателей им. Чехова (Литфонд) за черный нал. Г-н Тихомиров курировал в мэрии, в том числе транспортные вопросы. Ранее сообщалось, что 49 парковок в Ялте выделили без конкурса.
Парковочная дань
Ранее «Примечания» уже писали о сомнительных методах работы ялтинских эвакуаторов и неэффективной схеме дорожного движения. В горсовете подозревают, что, пользуясь неразберихой после отставки Ростенко и кадровых чисток в администрации, парковщики и их «крыша» продолжат взимать с автомобилистов черный нал как минимум до конца сезона-2017.
Бесплатные парковки убрали – пробки остались
Тем временем новые парковки строятся в Ялте вместо клумб, газонов, общественных пространств.
«Мой друг живет в горах в Массандре, а работает с утра до вечера на пляже, где ему оставить машину? - влзмущается ялтинский предприниматель Роман Смирнов. – Доходы у людей не позволяют тратить больше 10 тысяч в месяц на парковку, пусть мэрия тогда компенсирует. На материке такого нет».
Вместо общественных пространств в Ялте строят платные парковки
Цинизм ситуации еще и в том, что ликвидацию бесплатных парковок и обустройство платных оформили в новой схеме дорожного движения, разработанной за счет городского бюджета. При этом выручка от парковок, напомним, в бюджет не попадает. Источники в администрации говорят, что основную прибыль уволенные чиновники рассчитывали получить после введения в строй Керченского моста.
Интересно также, что разработчики новой схемы дорожного движения выиграли тендер мэрии, предложив выполнить работы в три с лишним раза дешевле от стартовой цены – за чуть более чем 7 млн рублей вместо 24 млн. В таких случаях федеральное законодательство требует проведения экспертизы выполненных работ, однако этого сделано не было.
Понимание ситуации с парковками помогает понять причины ослабления турпотока в Крым: схемы по отъему денег у туристов кормят здесь чиновников, а не бюджет. И расставаться с теневыми доходами создатели этих схем не хотят даже после отставок.
Череда обысков в администрации Ялты, о которых сообщали «Примечания», связана, главным образом, с земельными аферами. Теневой парковочный бизнес не столь доходен, но наведение порядка в этой сфере также необходимо.