— Юрий, что подтолкнуло вас к такой деятельности — скорее общественной, чем сценической?
— Это пришло свыше. 20 лет назад у моего друга сын умер от передозировки наркотиками. В те годы к нам наркомания просто пролезла — в школах, везде, это кошмар был. Она уничтожает детей, они же все так остро чувствуют. Тогда я приехал в Иерусалим, получил священный огонь, умылся им, и спросил: «Господи, чем я могу помочь детям?». Внутри голос — пиши. Что пиши? Почему ты не стал пьяницей, наркоманом, почему у тебя так жизнь сложилась.
И я начал писать. Что писать? Я создал культурно-просветительское движение «Школа доброты». И вот для школы доброты — учебники, уроки. Что такое урок доброты? Это нравственное воспитание в целом — это не отдельный урок. И вот так пошло дальше.
Для уроков я написал книги. Оказалось, что по этим книгам не могут работать учителя. Они говорят: «Мы не понимаем, как они работают». Они, несчастные, они не понимают, как работает. Им книгу дают, а они не понимают! Пока у нее (учителя. — Ред.) инструкции не будет, установки — как надо, она не может преподавать.
— Что у вас изменилось за последний год?
— Я стал немножко старше. Мы работаем вовсю. Открыли в театре музей кошек, где кошки живут в хрустальном замке — 200 кошек, запаха никакого. Весь мир приезжает и смотрит, как в России относятся к кошкам: по-доброму, с душой и с чувством. Потому что люди, которые думают, что кошку можно обидеть, это или больные люди, или психически ненормальные. У кого дома есть кошка, тот хорошо знает: если ты кошку обидел, она к тебе никогда не подойдет. А у нас кошки выходят, целуются со мной, ласкаются все.
Владимир Владимирович дал позиции, направление очень правильное — патриотизм. Но воспитания патриотизма без доброты не может быть, иначе это будет агрессивный патриотизм. А доброта — это главный момент духовного мира, на котором все строится. Это основа самой главной энергии мирозданья. Смотрите, появилась земля благодаря этой энергии, деревья, цветы, мы с вами — это энергия любви. Поэтому не может патриотизм быть без любви.
— Вы всю жизнь проработали с домашними кошками, а с другими животными из семейства кошачьих пробовали?
— Нет, я верный — у меня одна жена 45 лет и одни кошки. Кто-то с тиграми работает, но у меня нет такого характера. Там нужно иметь характер, подчинять животное, иногда ударить его. А кошку нельзя ударить. Лошадку, видели, как кнутиком бьют? Поэтому я не могу. С кошкой по-другому нельзя, она не признает такого.
— Вы как-то сказали, что еще непонятно, кто кого дрессирует — вы кошек или кошки вас. Чему вы научились, работая с кошками?
— Научился терпению выдержке. Вот я смотрю, а в театре кошка у нас ходит и мышей ловит. Сидит возле дырочки и ждет. Думаешь, что это она ждет? Ждет, забежала туда одна. Я уехал, прошло полдня, приезжаю — она сидит. Вот вам урок: надо уметь терпеть в жизни. Быстро в жизни ничего не бывает. Даже чтобы ребенок появился, нужно девять месяцев, и еще желание.
— А как поживает кот Борис, который снимался в рекламе Kitekat?
— Активный, он как залезет на женскую территорию, как даст шороху — мы не знаем куда деваться, сразу столько котят. Борису уже 15 лет.
— У многих дома есть коты, и зачастую они выделяют одного человека. Можно ли как-то привлечь животное, чтобы оно не игнорировало других членов семьи?
— Это не от кошки зависит, это от вас. Кошка признает доброго человека, и будет тянуться к доброму. Она сама выберет, кто это. Если немножко ты злой по характеру, то ты ее мясом корми, что хочешь делай — она съест, а потом пойдет ляжет к бабушке, которая добрая. Замурчит и будет ее лечить. Понимаете? Поэтому заставить кошку невозможно — кошка лечебными свойствами обладает, но эти, можно сказать, витамины лечебные только от души идут, от сердца.
— Коты очень любят драть мебель, даже если им ставишь специальную когтеточку. Что делать?
— Это вам кажется — драть. Вы же чистите ногти? Вот так и кошки. Она вот так становится и срезает как бы об дерево. Иногда поставишь когтерезку, а ей не нравится. Потому что ей нужно что-то пожестче: или дерево, или веревка, кому-то просто бумажную — надо просто разные поставить, разновидностей полно. И не будет драть. А если кот начинает кресло драть — то все. Коту хорошо, а маме нет, надо покупать новое.
— Как начался ваш роман с кошками?
— Нашел котенка на улице — маленького, грязного, с закисшими глазками. Его отмыли, накормили, глазки промыли чаем. И вот он пришел, обнял меня и сказал: «Давай работать вместе». Любовь помогла. В постели, между прочим. Он прыгнул на кровать и — «муррр!» Котенок был трехцветный. Но первый был рыжий — Кутька. А потом появилась Стрелка. Сейчас у нас двести кошек.
Во время урока доброты котов детям не показывали, но зато Юрий Куклачев учил детей жонглировать. Детвора была в восторге. А вечером желающие посетили кошачий спектакль.