Севастополю, как и Крыму в целом, всегда не хватало пресной воды. После отключения Украиной Северо-крымского канала и признания, что переброска воды в Крым с Кубани невозможна, вопрос признан стратегическим. Он включен в ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя. Суммы там фигурируют немалые, и желающих освоить их хватает.
В 2015 году всплыла из небытия идея перебросить воду из реки Кокозка, что в Бельбекской долине, по большому тоннелю в Байдарскую долину для наполнения Чернореченского водохранилища. Такую возможность ученые рассматривали еще в середине 90-х, когда в Севастопольском регионе случилась засуха. Но тогда, после многочисленных изысканий, проект отмели.
В прошлом году, снова услышав об идее строительства тоннеля под водовод, местные жители заволновались и стали жаловаться во всевозможные инстанции. Проект был отложен.
«Мы привлекали профессоров, специалистов «Крымгеологии» (ГУП РК — прим. авт.), которые подтвердили абсурдность данного проекта, — рассказал «Примечаниям» Николай Бир, начальник отдела курортов, туризма и природопользования Бахчисарайкой администрации. — Наша сторона является водораздельной и водообразующей зоной. И никто точно не знает геологию и физику процесса образования воды. Строить тоннель, не разобравшись, нельзя. Это может привести к потере воды в этой части Крыма».
Было получено заключение «Крымгеологии», в котором сказано, что если начнут строить тоннель, река может исчезнуть совсем, уйдя в глубокие трещины в известняковых породах. Про взрывных работах такие трещины могут образовываться в радиусе 30 км. Уменьшение выноса песка в устье реки Бельбек, по мнению крымских геологов, приведет к усилению оползневых процессов на побережье Любимовки.
Однако до этих вопросов никому нет дела. Приезжие проектировщики даже не удосуживаются понаблюдать за рекой. «Это все не имеет смысла, — говорит кандидат геологических наук, доцент кафедры геологии и природопользования филиала МГУ Виталий Лысенко, — ведь весной, когда Кокозка полноводна, у нас водохранилище переполнено. И мы сбрасываем воду. А когда воды в нем мало, тогда и Кокозка почти пересыхает».
Строительство водохранилища в двух километрах выше села Соколиное вряд ли решит эту проблему. Слишком мал его предполагаемый объем — от 1,5 до 3 млн кубометров. По сравнению с Чернореченским, которое хранит 64,2 млн кубов — это капля в море. А вот ущерб, который водохранилище может нанести природе, трудно переоценить.
Ведь выше по течению, на одной из образующих Кокозку рек, находится крымская достопримечательность — Большой Каньон. Узкая и извилистая долина Кокозки стала домом для множества редких растений и животных, занесенных в Красную книгу Крыма.
В июне 2016 года в Бельбекской долине у сел Соколиное и Аромат снова появились геодезисты. Молодые парни из России на вопросы местных жителей о целях работ отвечали: «Это не дорогу ремонтируют. Это водозабор на Севастополь». Оказалось, что проект, включенный в ФЦП, никто и не собирался отменять. Теперь планируется переброска части стока Кокозки по трубе диаметром 740 мм.
Жители окрестных сел уверены, что их хотят лишить воды — ведь в Соколином, Аромате, Голубинке нет собственного водопровода. Они пьют воду из скважин и колодцев, которые наполняет река Кокозка. Если часть этой воды начнет отбирать Севастополь, источники могут критически обмелеть. Пострадает и сельское хозяйство, активно развивающееся во всей Бельбекской долине.
Почему же возобновились работы по проекту? Оказывается, в конце декабря 2015 года щедрые чиновники из управления капитального строительства Севастополя выделили 72 млн рублей ООО «МосСтройКвадрат» под выполнение проектно-изыскательских работ под проектирование и строительство Соколинского водохранилища на реке Кокозка и тракта водоподачи для переброски стока реки в Чернореченское водохранилище.
72 миллиона — только на проект, который на деле может так никогда и не реализоваться.
«Будет геодезические изыскания, — рассказал «Примечаниям» по телефону представитель «МосСтройПроекта», выигравшего тендер. —Возможно, после нас решат, что это нецелесообразно. И смогут целиком отказаться от этого проекта. Сейчас работают геодезисты. Потом пройдут геологические работы, потом экологи, археологи. Потом пройдут лесники. Будут считать деревья и отбирать породы, которые охраняются. По этим всем материалам проектировщики попробуют рассмотреть несколько видов проектов. И только потом будут выбирать из трех вариантов и решать, целесообразен ли в целом проект».
На вопрос, какая именно местность попадает под геодезические изыскания, мужчина ответил: «Мы снимаем вдоль дороги Ялта-Бахчисарай. И поворот от Голубинки на Кабаний перевал. Это всего лишь выбор трассы. Абсолютно абстрактное пространство, которое мы снимаем».
Зачем тратить такие колоссальные средства на «проекты века»? Почему бы не заняться экономией воды?
Ежедневно город потребляет 160 тысяч кубометров воды. Ее сбрасывают из Чернореченского водохранилища и она течет до 3-го гидроузла в Инкермане самотеком — по каньону, где часть воды уходит под землю. Происходит это на двух небольших участках. При этом в районе села Морозовка 15-20 процентов воды пропадает безвозвратно. Если в этом месте, на участке длиной 300 метров, пустить воду по бетонным желобам, потерь можно было бы избежать, считает геолог Лысенко.
Да и в целом водовод от самого Чернореченского водохранилища до города обошелся бы дешевле, чем подземный тоннель длиной в 5,7 км под северными отрогами Ай-Петри.
Обыкновенный качественный ремонт труб Водоканала мог бы сделать для водоснабжения Севастополя больше, чем любые проекты. И Чернореченское водохранилище с 1954 года ни разу не чистили.
Экономия воды, увы, никому не интересна. Ведь освоить миллиард на ремонт труб сложнее, чем на проектирование с неясными результатами.
Как передает НТС, «Водоканал» в ближайшее время собирается взять кредит на решение другого больного вопроса — ремонт очистных сооружений. А потом монополист повысит жителям плату за воду: ведь на такие рутинные работу федералы средств не выделяют, а денежки с процентами надо будет как-то отдавать.
Проект переброски воды из реки Кокозки уже попадал в поле зрение прокуратуры. В мае прошлого года ГКУ «Капитальное строительство» заключило контракт с предприятием «Севстройинвест» на выполнение проектно-изыскательских работ по переброске стока реки Кокозка в Чернореченское водохранилище. На следующий день директор учреждения Эдуард Козлов подписал акт выполненных работ.
Проектные работы были выполнены за один день, и фирме тут же перечислили 18 млн рублей. Однако прокурорская проверка показала, что выполненные работы являются эскизными разработками и на них израсходовано всего около 3 млн рублей.
И это не первое дело, связанное с водой. В прошлом году, пишет крымское издание «Общественный вестник», город нанял ООО «Детель» для разведки подземных источников в районе реки Бага в Байдарской долине. Фирма нашла скважину — с дебетом 10 тысяч кубов в сутки. А при промышленной добыче специалисты предприятия обещали до 40 тысяч кубов. Они организовали дренажную систему для направления тока воды в Чернореченское водохранилище.
За работу «Детель» должны были получить 20 млн рублей. А получили лишь 3,6 млн. Остальная сумма оспаривается в суде.
«Это жулики, — говорит геолог Виталий Лысенко. — Они пробили скважину, обнаруженную Крымской гидрогеологической экспедицией в советские времена. В 50-70-х годах было пробурено порядка 40 таких скважин. Из них только 12 были с хорошей высокодебетной водой. Восемь сдали в эксплуатацию: в Орлином, Предгорном, Родниковом. Каждая из этих скважин дает от 1,5 до 2 тыс кубов в сутки. А часть пробуренных в те года скважин были сделаны наблюдательными. Они затампонированы, а раз в несколько лет в них должны были измерять уровень воды приборами. И такие наблюдения велись примерно до 1985 года. После этого скважины были закрыты».
«Фирма «Детель» получает деньги, — продолжает Лысенко, — приезжает на эти скважины и расконсервирует их. Роет какие-то каналы — я был там и видел. Этот сток попадает теперь в Чернореченское водохранилище. Эта вода там действительно течет, но она и так по подземным стокам попадала раньше именно в Чернореченское водохранилище. Что касается дебета, то они не качали даже. У них насосов таких нет, чтобы качать 40 тыс кубов. И вообще, чтобы сказать про 40 тыс кубов, надо качать весь сезон. Вода в скважинах в районе Родникового летом падает на 100 метров, а весной поднимается и фонтанирует. Такие выводы можно делать только в конце сезона. Жаль, что такими работами занимаются люди, которые ничего не понимают в воде и в особенностях крымской геологии».
В качестве примера неграмотного расходования выделяемых средств Виталий Лысенко приводит историю строительства Межгорного водохранилища под Симферополем. Строили его в середине 90-х годов на деньги Киева. Были вложены огромные средства для организации дюкера — трубопровода в Севастополь. Теперь водохранилище пустует, так как снабжалось оно из Северо-Крымского канала. Но самое печальное в его истории то, что за почти двадцать лет существования этого запасного источника, город воспользовался им всего несколько раз. Например, в 2012 году, когда вода в Чернореченском водохранилище опустилась ниже критической отметки в 7 млн кубов. В остальное время трубобопровод пустовал и разрушался, так как за ним никто не следил. А деньги на его ремонт выделялись и «распиливались» регулярно.
Несмотря на то, что жители верховьев Бельбекской долины готовы бороться до конца, остановить освоение средств ФЦП, похоже, уже не удастся. Слишком лакомый кусок достался местным властям — на проект выделили 1 млрд 750 млн рублей.
Кроме того, практически вся свободная земля в Севастополе отдана на растерзание застройщикам. Перспектива подачи воды по графику их совсем не радует — это снизит стоимость «элитного» жилья. А приостанавливать застройку чиновники не собираются. Число домов в городе продолжает расти, потребление воды тоже, и конца этому не видно.
В пятницу 15 июля в селе Аромат у моста через реку Кокозка состоялся митинг. Цель схода — сбор подписей под петициями направленными в адрес губернатора Севастополя Меняйло, председателя Совмина Крыма Аксенова и президента Путина. В своих письмах селяне просят власти не допустить переброску воды из Кокозки в Чернореченское водохранилище, снабжающее Севастополь.
«Этот проект весьма опасен, — говорят местные активисты. — Мы, те кто живет ниже по долине, рискуем остаться без воды. Люди в шоке. Мы собираем подписи в защиту Кокозки. В ближайшее время создадим интернет-петицию на имя президента России, которую смогут подписать все желающие».
В том, что тем или иным способом проект все же будет реализован, уверен и геодезист «МосСтройПроекта»: «Отказаться от переброса они не смогут. Чернореченское водохранилище не справляется с водоснабжением Севастополя. Поэтому переброс реки все равно будет, а каким способом — не важно. Местные жители должны понимать, что иногда собственными интересами нужно поступиться для блага других».
Так застройка Севастополя убивает одно из чудес Крыма в десятках километров от города.