В субботу на страницах портала вышел материал «Массовая драка в Севастополе: армяне избили русских». Об инциденте в селе Штурмовом «Примечания» узнали случайно из разговора с работником одного из местных предприятий.
Кафе «Деревня», где произошла драка, — единственный объект общепита на всю местную промзону. По словам собеседников «Примечаний», в ночь на 17 апреля работающие на асфальтобетонном заводе армяне напали на русских посетителей этого кафе. В числе 12 пострадавших оказалась официантка из «Деревни» Дарья Хрусталева, попавшая под руку обидчикам и угодившая в 1 горбольницу с поломанной ключицей. По ее словам, конфликт начался с претензий трех армян к местному жителю, который попросил у них сигарету. По словам Дарьи, в драке приняли участие около 15 местных жителей, включая персонал кафе, и «не менее 20-ти армян».
В субботу днем информацию «Примечаний» о драке в «Деревне» прокомментировал директор департамента общественных коммуникаций Андрей Перла. «Правительство Севастополя держит ситуацию под жестким контролем, — заверил чиновник. — Насколько нам известно, задержания людей, которые участвовали в драке, произведены. Они будут наказаны по закону».
При этом г-н Перла уверен, что оснований говорить о межнациональном конфликте «на данный момент не имеется». Он пообещал обратиться в прокуратуру и Роскомнадзор.
«Вы нарушили статью 282 УК РФ о разжигании межнациональной розни, - заявил он «Примечаниям». - Считаю, что разжигание межнациональных конфликтов является преступлением как в Севастополе, так и в любой другой точке России. Вы зашли очень далеко за грани российского законодательства, здравого смысла и того, что принято делать или не делать в приличном обществе», - несколько раз повторил начальник департамента, отвечающего за межнациональное согласие.
В ходе беседы выяснилось, что претензии Перлы были связаны не с основной частью материала, где изложены подробности инцидента, а с комментарием эксперта - координатора коалиции «За визовый режим», севастопольца Всеволода Радченко. Для профилактики конфликтов местного населения с трудовыми мигрантами тот предложил патриотическому бизнесу заключить пакт о неиспользовании иностранной рабочей силы. Это и вызвало возмущение г-на Перлы. Чиновник назвал это предложение «требованием», а сам факт публичного озвучивания такого мнения - «преступлением», подпадающим под статью 282 УК РФ.«Примечания» обратились к известным в России юристам и адвокатам, специализирующимися на межнациональных отношениях, чтобы узнать, насколько обоснованы претензии подчиненного врио губернатора Дмитрия Овсянникова.
Глава московской адвокатской коллегии «Тер-Акопов и партнеры» Георгий Тер-Акопов не увидел в материале о драке армян с русскими признаков преступления «и призывов к нехорошему отношению к гражданам по расовой, религиозной принадлежности».
Что касается комментария Радченко, то, по мнению уголовного адвоката, эксперт имеет полное право выражать личное мнение по отношению к найму мигрантов в регионе: «Он же не призывает к их унижению или избиению. Он говорит, что их используют как рабов, как рабский труд».
По мнению адвоката, шумиху вокруг статьи поднимают те, кто заинтересован в наличии таких мигрантов. Тер-Акопов считает жалобу чиновника необоснованной.
«Претензии чиновника, который отправил жалобу в прокуратуру и Роскомнадзор, я считаю необоснованными. Может быть, это идет в разрез с политикой партии правительства, но это совсем не значит, что это является экстремизмом. Я дома ремонт делаю и скажу соседям, что не хочу брать на работу таджиков и узбеков: и что, по утверждениям чиновника, я тоже буду экстремист?», - выразил недоумение адвокат.
Адвокат Матвей Цзен, специализирующийся на делах по экстремизму, сообщил «Примечаниям», что у него как у юриста никаких претензий к этому материалу нет. «Как человек, который видел много дел по ст. 282 и ими плотно занимался, я не вижу никаких перспектив возбуждения уголовного дела», - сказал он. Любые попытки ограничения доступа к этому материалу с использованием ресурсов Роскомнадзора и прокуратуры Цзен считает «абсолютно безосновательными».
В предложении к предпринимателям заключить пакт о неиспользовании иностранной рабочей силы адвокат также не видит ничего криминального: речь идет не о найме отдельных конкретных людей, а об организации массового завоза иностранных работников как экономической практики и способа конкуренции.
«Если вы завезете в Крым десять, двадцать, сто тысяч мигрантов, это неизбежно окажет социальное воздействие, - поясняет Матвей Цзен. - Живут мигранты бедно, ищут в том числе незаконные приработки, оторваны от своей культурной и языковой среды, не адаптированы. На этой почве возникают кражи, изнасилования, драки.
Таким образом, предприниматели экономят, а местные жители и сами мигранты страдают. Это называется «приватизация прибыли и национализация издержек».
Адвокат также напомнил севастопольским чиновникам, что региональные власти РФ в целях защиты местного рынка труда ограничивают трудовую миграцию, и что в целом по России установлены квоты на количество иностранцев, работающих в розничной торговле.
Юрист, правозащитник, председатель организации «Страна без расизма и ксенофобии» Бахром Исмаилов признаков экстремизма либо разжигания национальной розни в статье «Примечаний» также не увидел.
«Три раза прочитал, уголовной составляющей здесь нет, - сообщил он. - Там есть личное мнение Радченко, но это частное суждение, у нас свобода волеизъявления.
Я консультирую по этим вопросам управление Следственного комитета по городу Москве, следственное управление МВД, и знаю, о чем говорю. Поэтому зря он (Перла – прим. ред.) в прокуратуру материалы направил», - говорит Исмаилов.
Складывается впечатление, что в окружении врио губернатора Севастополя просто ищут повод надавить на редакцию «Примечаний», которая, по мнению чиновников, резко поменяла свое отношение к правительству Дмитрия Овсянникова.
В приватных беседах чиновники недоумевают, с чем связана эта перемена, но их недоумение кажется нам не вполне искренним. Нам представляется очевидным, что после шока, вызванного первым отчетом врио губернатора перед заксобранием, прежнего отношения к нему в городе быть не может. Ведь он сам развеял надежды на перемены к лучшему, которые связывали с его правлением севастопольцы в прошлом году.
Овсянников не только начал делать в Севастополе то же, что делал Сергей Меняйло – он делает даже то, чего Меняйло сделать не решился. Он демонстративно узаконивает украинскую уплотнительную нахаловку, которая дорога сердцам сотен человек, а портит жизнь десяткам тысяч. Он раздает одиозным девелоперам остатки самых ценных городских земель. Он отказывается от самой дорогой городской собственности. Отдаются на кормление украинским дельцам севастопольские леса.
К предпосылкам конфликтов нового типа, которых никогда ранее не знал Севастополь, все это имеет самое прямое отношение. Потому что трудовых мигрантов с юга бывшего СССР завозят в город подрядчики и субподрядчики правительства.
В Севастополе плохо с работой, но при этом никто не знает, сколько здесь иностранных гастарбайтеров. Если чиновники правительства думают, что горожане об этом не задумываются, то они ошибаются. Эта тема является предметом широкого общественного обсуждения, и «Примечания» обходить ее вниманием тоже не будут.
Да, в России, частью которой стал Севастополь, граждане стран ЕврАзЭС имеют почти такие же трудовые права, как и граждане РФ. Но это не значит, что местная власть не должна контролировать, где и в каких условиях живут мигранты, как ведут себя носители другой культуры, как они общаются с местным населением. У правительства есть инструменты воздействия на подрядчиков того же дорожного строительства, которых оно нанимает. И асфальтовые заводы Севастополя, где работают проблемные гости с юга, правительству тоже вполне подконтрольны.
О том, что трудовые мигранты думают о своем месте в Севастополе и как относятся к местным жителям, «Примечания» расскажут в следующем материале.