Напомним, что о планах правительства Севастополя заключить концессионное соглашение с дочкой крупнейшего материкового холдинга «Вессолинк» — ООО «Безопасные дороги Севастополя» (БДС) — источник «Примечаний» сообщил еще в июле. По данным нашего собеседника, БДС брался оборудовать обочины в центре города парковочными автоматами, а дороги — камерами фото-и видеофиксации нарушений.
В правительстве города тогда подтвердили факт концессии, но раскрыть подробности отказались. Судить о масштабах проекта можно было лишь по публичной госпрограмме повышения безопасности дорожного движения в Крыму, куда компания тоже заходит, и опыту тех регионов, где подобные соглашения уже реализованы. А в других городах, помимо фотофиксаторов и паркоматов, компания монтирует в асфальт датчики весового контроля, измеряющие тоннаж большегрузов, поставляет дополнительные эвакуаторы.
Однако 16 сентября, когда начальник главного управления информатизации и связи Петр Даричев анонсировал подписание концессионного соглашения с ООО БДС, оказалось, что речь идет лишь об установке на дорогах Севастополя 118 рубежей (пунктов наблюдения, представляющих собой блоки камер), и ни о чем другом. Тогда же было объявлено, что через 20 дней контакт будет подписан. Однако время истекает, а переговоры до сих пор не завершены.
Почему же процесс затягивается?
Источник «Примечаний», близкий к руководству «ВессоЛинка», связывает это с финансовыми трудностями компании: на материке ее кредитует Сбербанк, но выделить деньги на проект в Крыму он не может из-за санкций, поэтому дочки холдинга вынуждены искать кредитора среди местных банков. А их условия, как известно, намного менее выгодны из-за отсутствия на полуострове конкуренции.
Председатель совета директоров «ВессоЛинка», акционер ООО «БДС» Олег Бадера подтвердил «Примечаниям», что БДС намерена взять кредит в РНКБ, но от связанных с работой в Крыму финансовых трудностей открестился.
«Пока контракт не подписан, привлечь финансирование невозможно, но мы параллельно провели переговоры с банком РНКБ, который очень хочет профинансировать этот проект. А мы, как акционеры (БДС), готовы внести свою часть денег, чтобы его реализовать», — рассказал «Примечаниям» Бадера.
Между тем, по данным «Примечаний», кредит в РНКБ обойдется «Безопасным дорогам Севастополя» вдвое дороже кредита Сбербанка. Деньги на подобные проекты в континентальной части России Сбербанк выдает под 11% годовых, а РНКБ в Крыму и Севастополе — под 20%.
Само собой, разница скажется на стоимости самого проекта, и ляжет она на плечи концессионера. Не откажется ли в связи с этим фирма от части изначально намеченных планов?
Такой сценарий в правительстве города отрицают. По словам Петра Даричева, существенные детали проекта изменить нельзя — они указаны в конкурсной документации и пересмотру не подлежат.
Финансовая модель проекта тоже изначально сформирована с учетом местных реалий, а все риски, связанные с реализацией проекта, лежат на инвесторе, говорит он.
Так или иначе, на практике проект оказывается не столь масштабным, как это представлялось ранее. Даричев подтвердил «Примечаниям», что Севастополь оборудуют только системой фото- и видеонаблюдения с радарами. Ни датчиков весового контроля, ни паркоматов, ни эвакуаторов ООО «БДС» делать в городе пока не планирует.
Платные парковки в Севастополе все-таки появятся, говорит он, но для их организации нужна дополнительная законодательная база, которой пока нет, поэтому назвать сроки начала работ нельзя даже очень приблизительно.
Тем не менее, представить себе, каким будет проект в ближайшие пару лет, уже можно.
Так, по предварительным данным, из 118 рубежей 50 будут фиксировать скорость, 30 — выезд на встречную полосу, 23 — проезд на красный свет, 6 установят на железнодорожных переездах, а еще 9 будут контролировать выезд на полосу общественного транспорта. Расставлять их будут на разных участках дорог по-разному: на одних будут установлены специализированные камеры, на других — комбинированные. Например, на трассах будут отслеживать только соблюдение скоростного режима, а на перекрестках — сразу несколько видов нарушений.
Точное расположение камер утверждает ГИБДД, и, по нашим данным, в схему до сих пор вносят серьезные изменения. Однако точно известно, что камеры установят на дорогах в административных границах Севастополя. Предпочтение будут отдавать наиболее аварийным участкам дорог и тем отрезкам, где водители чаще всего превышают скорость. Однако схема не будет постоянной: рубежи будут не только стационарными, но и мобильными, так что сотрудники ГИБДД смогут перемещать их по мере необходимости.
Помимо системы наблюдения, инвестор построит центр специализированный Ситуационный центр в Инкермане. По словам Петра Даричева, место выбрано из-за невысокой стоимости аренды и нехватки там рабочих мест. Именно там будут обрабатывать данные с камер наблюдения, выписывать и рассылать севастопольцам штрафы.
Между тем, несмотря на то, что установка паркоматов пока отложена, предварительная схема расположения будущих платных стоянок уже существует. Она охватывает центральное городское кольцо, улицу Очаковцев и Артбухту.
Это будут в основном парковки вдоль дорог. Создание плоскостных и перехватывающих платных парковок правительство рассматривает отдельно.
Но это, повторимся, пока что далекая перспектива. А вот подписать договор на установку камер правительство обещает не позднее 14 октября. И если сроки не сорвутся, то через восемь месяцев севастопольцы получат первые «письма счастья».