Севастопольская фанзона на «Ивушке». Сколько неподдельных эмоций, улыбок, слез пережила она за эти 30 дней. В дни игр российской сборной, кажется, здесь собирался весь Севастополь — если не количественно, то качественно. Дети, пенсионеры, чиновники, военные, полицейские, студенты, семейные пары. Все болели в едином порыве, все мечтали об одном: чтобы сборная России подарила нам еще немного чуда.
Но даже в это пространство народного единения, куда даже губернатор приходил, чтобы показать, что он с народом, вкралась обидная сегрегация. В фанзоне организовали вип-зону — со стульями и столиками. В дни популярных матчей с присутствием первых лиц она была простым смертным недоступна.
Вот в вип-зону заходит беременная женщина. Присаживается с краю на стул. А через пять минут ее выгоняют организаторы, чтобы посадить за этот столик двух мужчин из правительства. И Дмитрий Овсянников все матчи чинно просидел на специально отведенном месте, более комфортном, хотя мы подумали: как здорово было бы, чтобы и он, как все, присел на каремат или паллет из сена.
Правда, такой пиар-ход был бы опасным. Ведь даже в отношении к власти и ее атрибутам в нашем обществе единения нет. Одни мечтают о честных, думающих о народе чиновниках и депутатах. Другие считают, что если чиновник живет в «хрущевке» на окраине и ездит на работу на общественном транспорте – он лох. «Как он может представлять мои интересы, если для себя ничего не порешал?»
Второе, что во всей этой истории коробит — это пафос, с которым преподносила «нефанзону» команда Олега Берковича, главы департамента общественных коммуникаций. Будто это доблесть особая, подвиг — организовать место коллективного просмотра футбола под открытым небом в городе-полумиллионнике, в стране, принимающей Чемпионат. Да, мы прекрасно помним про санкции и штрафы. Но неужели кто-то в этом мире всерьез думает, что в Крыму после того, как FIFA погрозила пальчиком, перестанут смотреть футбол?
Еще один посыл этой бравады: «Посмотрите, как Ивушка ожила». Да, дизайн фанзоны неплох: белая ограда, оформление экрана в советском стиле, логотипы, ларьки в едином дизайнерском коде и фирменное сено Берковича. Растения, оставшиеся с ландшафтного фестиваля, хоть и пожухли, но все же оживляли пространство. Но до идеала Ивушке еще очень и очень далеко. Чтобы подарить ей настоящую жизнь, нужно площадку хотя бы разровнять.
Конечно по сравнению с тем, что было, это уже прогресс. Ведь в последние лет пятьдесят Ивушка только деградировала: сначала здесь была клумба, потом танцплощадка, потом рынок, и, наконец, гниющий котлован под турецкую 26-этажку. Котлован засыпали, а что делать с Ивушкой — пока так и не придумали. Признаемся, нам концепция с открытым общественным пространством и активностями, вроде фанзоны, нравится гораздо больше идеи с памятником.
Только хотелось бы, чтобы реализовывали это не как подачку — «держите, это же лучше, чем котлован», — а действительно от души.
Бал в фанзоне и свой маленький скандал. Организаторы рассказали. Когда они попытались запретить народу проходить со своим питьем и едой, люди стали бросаться на охранников, грязно ругаться, кидать в них бутылки. Осознавать, что это свои же, сидящие рядом в едином порыве, стыдно. Но с другой стороны, может, люди правы: фанзона на «Ивушке» - это городское пространство, общее, и перегораживать его шнурком и запрещать заходить «со своим» - это слишком. Да, на многих коммерческих фестивалях действуют такие же правила — но там об этом заранее оповещают. Как и о наличии вип-зон.
В целом футбольный праздник на «Ивушке» удался, но совсем без политики, как видите, не получилось. Да и возможно ли, когда по стране катиться пенсионная реформа, повышаются налоги, растут цены на бензин. Когда одни покупают билеты на матчи по 150 тыс рублей, а другие не достойны даже того, чтобы сесть на удобный стул в фанзоне. Даже в мелочах мы очень разобщены, чтобы сплотить нас, нужны идеи более мощные, чем футбол.