Нынешний год для Крыма юбилейный. Туристический сезон власти Республики приурочили к 230-летию путешествия императрицы Екатерины Великой на полуостров. Таврический вояж этой любвеобильной барышни, длившийся полгода, — мероприятие по тем временам беспрецедентное, и по масштабам, числу участников, стоимости, и по времени в пути.
По сей день сохранились в Крыму памятники архитектуры — отметки визита Екатерины — дорожные знаки, которые установили в 1784-1787 гг., на всем пути следования кортежа.
Маршрут вояж-инспекции Екатерины II по Таврической губернии в 1787 г. пролегал из Бериславля (Бериславль) через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай и Карасубазар в Феодосию. По обочинам пути следования императрицы стояли изящные белоснежные колонны, отмерявшие ее путь в верстах и милях. Организатором их установки, как, впрочем, и всей поездки, был фаворит Екатерины — Григорий Потемкин, таким образом он как бы отчитывался своей покровительнице о проделанной работе в присоединенных землях.
Идею с обозначением пути подсказал Потемкину правитель Таврической области Василий Каховский (август 1784 г): «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых». В ответ Потемкин пишет ордер (сентябрь 1784 г): «Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте». Дорога в Крым по задумке светлейшего князя должна была стать «во много крат краше» римских (на то время служивших эталоном дорожного строительства).
В марте 1785 г. Каховский рапортует Потемкину: «Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст от Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание».
Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов, занимались военные: казаки и солдаты разных пехотных полков, в том числе рядовые Албанской команды, находившиеся в Балаклаве. «Руководили работами секунд-майор Гриднев, капитан Боярский, поручик Галич и др. Нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты — 3-5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений. В 1890-х при реставрации одной из Екатерининских миль возле деревни Чоргунь были найдены надгробные плиты с армянскими надписями» [1]
Однако и сам проект колонн, и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн. Так же как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне в 1786 г. По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, а также Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (Днепропетровске). В 1786-1790 гг. Старов работал на юге Российской империи, по заказу Григория Потемкина в том числе. Вполне возможно, что именно его и попросил светлейший князь заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не найдено.
Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. Вот что писал Петр Паллас, проезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы».
Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Так еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан.
Фото ekaterina-ii.niv.ru
Первые работы по реставрации «свидетелей» крымских смотрин в начале 1830-х провел генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов. Он же и выделил деньги на устройство вокруг милевых столбов оград и посадки деревьев. Уже на тот момент их оставалось всего 13 (!): четыре в Феодосийском уезде, одна в Днепровском и восемь в Симферопольском.
В периоды революций, смены государственного строя на волне «разрушим до основания», больших и разрушительных войн верстовые знаки исчезли совсем, а вот нескольким милям удалось уцелеть чудом.
До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное (но тут аутентично только основание, остальное новодел), на той же феодосийской дороге недалеко от с. Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.
Сейчас знак стоит возле северного въезда в Ханский дворец, на среднем каменном мосту через реку Чурук-Су. На квадратном постаменте колонна тосканского ордена, круглая снизу и шестигранная сверху. Ранее ее венчал двуглавый орел. Кстати, символ России появился на памятнике не сразу. Сперва он находился на башенке над Порталом Алевиза, заменив там полумесяц (мусульманский знак), который сняли в период реставрационных работ перед приездом Екатерины. Этого орла еще в 1820 г. видели на первоначальном месте Пушкин и Муравьев-Апостол, по отдельности посещавшие Бахчисарай. Лишь в 1825 г. птица «перелетела» на навершие Екатерининской мили, позже канув в лету.
Вид Северных въездных ворот с надвратной башней на территорию ханского дворца (со стороны р.Чурук-Су); на первом плане слева — Екатерининская миля. 1880-е
В 1818 г. миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».
Известняк, из которого сложен памятник, со временем ветшает — в 2012 г. проводились очередные работы по его реставрации. Но это не смущает предприимчивых местных торговцев, раскладывающих у ее подножия свои товары для туристов.
Путевой знак, установленный в тогдашнем Симферопольском уезде, на дороге из Симферополя в Бахчисарай, в имении Мазганы, дожил до наших дней. Он находится при выезде из Альминской долины, на повороте дороги за 19-м километром. По одну сторону от него село Севастьяновка, по другую — Новопавловка. От новопавловской мили до той, что стоит в Бахчисарае у Ханского дворца, расстояние составляет около 10 верст — как и было положено при их установке. Упомянутое же выше имение принадлежало некому господину Мазганы (Мазгани) в первой половине XIX в. Ранее эта местность называлась Хан-Эли, и по легенде здесь стоял татарский дворец Алма-Сарай. Позднее Хан-Эли стал совхозом, а земля вошла в состав села Новопавловка.
Народная молва также связывает появление названия еще одного соседнего села, Приятное Свидание, с вояжем Екатерины II. Якобы на этом месте состоялась ее тайная встреча с князем Потемкиным. Однако это не более чем красивая легенда — на самом деле он сопровождал государыню в поездке, начиная с Киева.
В числе оставшихся миль фигурирует и стоящая на 29-м километре шоссе Симферополь-Феодосия, сразу после моста через реку Бурульча, между селами Цветочное и Зуя. Маркевич, перечисляя сохранившиеся знаки, упоминает и о том, который находится в Симферопольском уезде, близ села Зуя. По всей видимости, речь идет именно про эту милю, хотя в современных источниках ее «приписывают» к Цветочному.
Строго говоря, сохранился от нее только постамент. В конце 50-х годов ХХ в. на нем еще стоял четырехгранный столб, но позже исчез и он. В советское время милю повредили трактором во время полевых работ. В июле 2012 г. на старинном постаменте возвели новодел, по образу и подобию остальных Екатерининских миль.
Этой миле удалось «пережить» СССР. Она стояла на повороте к с. Отважное, между селами Первомайское и Насыпное (в документах за 1891 г. обозначена как «между деревнями Насыпкой и Карагазом»), недалеко от трассы Симферополь-Керчь.
Но в 1998 г. некие злоумышленники, якобы «движимые стремлением найти царские золотые червонцы, якобы спрятанных внутри мили» (так сообщало следствие), ее разрушили. Виновников так и не нашли. Обломки каменного столба «переселили» на стройплощадку совхоза «Старокрымский», а осенью 2002 г. перевезли во двор литературно-художественного музея Старого Крыма. Там реконструированный памятник сейчас и находится.
На прежнем месте у дороги в 2010 г. состоялось торжественное открытие памятного знака — копии разрушенной мили: бетонная колонна, установленная на квадратном постаменте и увенчанная двуглавым орлом.
Стоит на Северной стороне, на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка. Считается самым первым архитектурным памятником Севастополя.
Фото Subarev Sergei
В советское время при установке чугунных охранных табличек допустили ошибку, перенеся путешествие Екатерины на век вперед (1887 вместо 1787 г).
Фото aipetri.info