На 91-м году жизни умер итальянский композитор Эннио Морриконе. Он скончался в римской больнице, куда его госпитализировали после падения. До этого у него были проблемы со спиной, из-за которых музыкант проходил курс лечения, сообщило агентство ТАСС. Морриконе известен миру как автор саундтреков к более 500 фильмам и сериалам. Среди них — «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка», «Профессионал». Композитор был отмечен двумя премиями «Оскар», тремя «Золотыми глобусами», шестью наградами Британской академии (BAFTA) и другими.
Любить музыку Морриконе можно потому, что в ней есть некая неординарность и изюминка — она представляет собой отголоски классики в современности, считает вокалист группы «Курага» Антон Андриевский. Произведения композитора были явлениями среди современной музыки, претендующими на звание классической, отметил Андриевский.
«В музыке, которую он делал, было много того, что соединяет нравы людей, присутствовала некая нотка попсы, если можно так выразиться. То есть он использовал такие обороты, которые не могли не понравиться людям, и поэтому это быстро попало в массы», — считает Антон Андриевский.
Люди полюбили музыку Морриконе, потому что композитор писал ее от души, а не ради денег, считает протоиерей Алексей Петренко (в прошлом — сооснователь рок-группы «Лидер»). Морриконе посвятил жизнь творчеству, развил талант, данный ему Богом, и поэтому заслуживает уважения, уверен священнослужитель.
«Морриконе был замечательным дирижером и композитором, написавшим много замечательной музыки к фильмам. То, что его на самом деле любили и почитали, — нормальное явление, потому что человек посвятил свою жизнь творчеству и музыке. Я считаю, что этот человек заслуживает уважения, нормального преклонения, любви, потому что он потрудился. Он всю свою жизнь отдал музыке, той, которую творил», — добавил отец Алексей.
Многие фильмы, в которых звучали композиции Эннио Морриконе, стали популярными именно благодаря его музыке — мелодии запоминались быстро, но при этом были оригинальными, отметил музыковед Анатолий Костенников.
«Еще стоит отметить такое явление, как гармония и форма — безусловно, здесь как раз и проявлялся высокий профессионализм Морриконе и великолепные знания психологии музыкального искусства. Искусства, которое связано не с большими, а малыми формами. Более того, очень многие пытались и хотели подражать именно этому композитору, его умению в малой музыкальной форме выразительно раскрыть содержание», — сказал музыковед.
Произведения композитора исполняли в большинстве своем авторитетные коллективы, которые обладали высокими профессиональными достоинствами. Такое сочетание таланта создателя музыки и ее исполнителей помогло заслужить ему международный авторитет, подчеркнул Костенников.
Если по первым аккордам мелодии нельзя узнать ее автора, то он зря прожил свою жизнь. Но Морриконе не из таких — у его музыки есть своя интонация, считает писательница Ольга Ковалик. Даже иногда не зная, что он писал саундтрек к тому или иному фильму, внутренне можно догадаться, что музыка принадлежит Морриконе, отметила она.
«Морриконе прожил совершенно великолепную, долгую жизнь. Я не большая любительница того, что называется «музыка для кино», но есть несколько таких композиторов, которые в каком-то смысле выходят за рамки кино. Можно сказать, что если бы не его музыка к ряду фильмов, то они бы не выглядели в результате так блистательно», — уверена Ольга Ковалик.
Например, в фильме «Ватель» музыка Эннио Морриконе превалирует над прекрасным видеорядом, отметила писательница. Потому что композитор мог почувствовать визуальную ткань фильма и ту идею, которую режиссер вкладывал в фильм, создать необходимую звуковую ауру для произведения, обратила внимание она.
«Мы знаем, что звук в кино может идти просто как фон, его можно выключить — и от этого ровным счетом ничего не изменится. Или, что самое страшное, есть такие писаки, которые пишут музыку просто за деньги, ее кто угодно сможет написать, главное — войти в эту тусовку. А у Морриконе в каждом фильме была своя мелодия», — добавила Ольга Ковалик.
По ее словам, нет ничего более редкого в композиторе массовых жанров, как умение создавать запоминающуюся и особенную музыку, подходящую лишь для одного фильма. До мурашек пробирают некоторые произведения, звучащие в картинах, для которых саундтрек писал Эннио Морриконе. Верится, что эта музыка может быть написана исключительно для одного конкретного эпизода, уверена Ковалик.
«Когда человек проживает такую блистательную жизнь в искусстве, то тут можно лишь выразиться словами Пушкина: «Грусть моя светла». Когда уходит человек — это всегда трагедия. Но когда уходит человек, абсолютно реализовавший себя, который прожил долгую безупречную жизнь в искусстве, который работал с отличными режиссерами и был равноправным создателем фильма, а не просто наемным «озвучателем», то тут можно только сказать: «Царствие небесное, пусть ему на том свете ангелы будут петь такие же прекрасные мелодии, которые он дарил всем нам», — подытожила писательница.