Почему крымские летчики не делают фото и снимают обручальные кольца

Перед Днем защитника Отечества журналисты побывали в Новофедоровке под Саками, где больше двух лет дислоцируется Севастопольский авиационный полк Черноморского флота, и рассказали читателям, чем питаются, сколько зарабатывают и как живут наши летчики.
РИА Новости (Крым)
22.02.2017

Новый аэродром — новые тренажеры

За почти три года, прошедшие с момента воссоединения Крыма с Россией, для полка изменилось многое. Сначала — место постоянной дислокации: полк «переехал» из Гвардейского в Новофедоровку, где первым делом начал приводить в порядок и осваивать новый аэродром, который до 2014 года не входил в состав российского Черноморского флота.

«Мы сделали групповую стоянку. Раньше подготовку авиационной техники вели на магистральных рулежных дорожках, что не очень удобно и функционально. Поэтому нам установили новый тренажер компании "Иркут", который имитирует Су-30. Дабы не тратить керосин, летчик вначале отрабатывает все до автоматизма на тренажере», — рассказывает РИА Новости (Крым) заместитель командира полка по работе с личным составом подполковник Юрий Черниговский, стараясь говорить громче, чем ревет двигатель нового Су-30 СМ, поступившего в полк на вооружение в прошлом году.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько. Су-30 СМ перед тренировочными вылетами

Первым делом — отоспаться

В день прибытия корреспондентов отрабатывались полеты в сложных погодных условиях: с неба срывался снег. Чтобы поднять в воздух все самолеты, стоящие на вооружении у полка, был задействован весь личный состав.

«Перед началом полетов — день предварительной подготовки. Готовится не только летный, но и инженерно-технический состав. Готовятся самолеты, техника для обслуживания бортов и радиосвязное оборудование. Для того, чтобы взлетел один экипаж из двух человек, должно быть задействовано 96 человек», — говорит подполковник.

По сути, к полетам летчики начинают готовиться еще накануне: спят не менее восьми часов.

«Восемь часов летчик обязан отдохнуть перед полетом. Затем проходит медицинский контроль: меряется давление, температура, оценивается общее состояние, после доктор допускает к полетам. После этого летчик прибывает на аэродром и за три часа до начала полетов командиром принимается решение провести воздушную разведку погоды. После этого принимается решение на выполнение полетов», — рассказывает Черниговский.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько. Посадка Су-30 СМ на аэродром в Новофедоровке

Никаких фотографий до полета

Кроме основных правил, есть у летчиков и неписанные, к которым относятся они по-разному, но стараются следовать.

«Например, не принято фотографироваться перед вылетом и вести видеосъемку — только после полета, нельзя летать с "отпускным билетом" в кармане» и еще ряд других, как правило, непонятных людям, не связанным с авиацией. Я не знаю, откуда эти приметы появляются, видимо, у каждого они свои индивидуальные», — рассказывает подполковник Черниговский.

А вот то, что летчики поднимаются в воздух без обручальных колец, — не примета, а выполнение требования техники безопасности.

«Снимать обручальные кольца — вовсе не примета, это техника безопасности. Я на Су-24 летаю 26 лет, и я ни разу кольцо не надевал. Я его, честно говоря, и не ношу. В кабине в принципе посторонних предметов не должно быть. У нас даже пуговиц нет — все на замках. И летный нож на шнуре», — говорит Черниговский и показывает летный нож, закрепленный на поясе крепким шнуром.

Помимо летного ножа у летчиков есть и другие средства для выживания в экстремальных условиях. Например, под сиденьем — трехдневный запас пищи и всего необходимого.

«У нас есть неприкосновенный аварийный запас под сидением. Там все необходимое на трое суток выживания для летчика и штурмана: еда, вода, медикаменты, леска, крючки, лодка, зеркало и пиропатрон. Кроме того, два раза в год мы в полковом масштабе проводим мероприятия "Выживание летного состава". Одно летом, второе осенью или весной», — делится Черниговский.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько. Заправка и техническое обслуживание Су-24 перед вылетом

Не только здоровье

Чтобы стать летчиком, надо не только соответствовать медицинскими требованиям годности к полетам: нужен острый ум, быстрая реакция и решительность.

«Сейчас уже все не так, как это было даже 10–15 лет назад: техника новая, экипажи должны ей соответствовать. Если взять Су-30 — там шесть приборов и три монитора, необходимо уметь работать с компьютером и новой техникой. Этому начинают учить еще в летном училище, которых у нас два — в Челябинске и Краснодаре», — объясняет подполковник Черниговский.

Тысяча часов над землей

Военные летчики голодными не бывают — обеспечение осталось на том же уровне, что и при Советском Союзе.

«Как кормили при Союзе, так кормят и сейчас. Три раза в сутки питание в столовой. При выполнении полетов пищу привозят на аэродром, плюс при выполнении спаренных смен — утром легкий завтрак: яйцо, шоколад и кефир. Формой обеспечены. Добавили офисную форму. Нареканий в этом плане нет», — рассказывает подполковник.

Что же касается денежного довольствия, то самый неопытный «рыцарь неба» в Крыму получает не меньше 30 тысяч рублей.

«Все зависит от звания и должности. Лейтенанты получают порядка 45 тысяч рублей. У меня, у замкомандира — порядка 100 тысяч рублей. Выслуга — уже больше 30 "календарей" (календарных лет — ред.). Плюс у нас стимулирующая доплата — за уровень физподготовки, классную квалификацию и другие. У тех, кто соответствует уровню, даже молодых офицеров, приличные суммы — 60–70 тысяч рублей. В общем, есть к чему стремиться», — уверен Черниговский.

Самые опытные летчики полка провели в воздухе более 1000 часов, из которых 100 — на новых истребителях.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько. Су-24 во время взлета на аэродроме в Новофедоровке

Самолет-мечта

На вооружении у морской авиации ЧФ не только новые истребители, но и фронтовые бомбардировщики Су-24 (модификаций М — «Морской» и МР — «Морской разведывательный»).

Замкомандира Первой авиационной эскадрильи майор Александр Чернобрывый попал в полк 10 лет назад — в 2007 году он закончил летное училище в Краснодаре и был распределен в авиацию Черноморского флота. Начинал он на Су-24, а сейчас пилотирует новые Су-30 СМ.

«Су-30 СМ — самолет-мечта любого летчика. Внешне красивый, при этом надежный и маневренный. На нем не страшны такие режимы, как "штопор", он проще в управлении. Самолет поколения 4++. До этого я на Су-24 летал, есть с чем сравнить», — рассказывает майор.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько. Су-24 готовится к взлету на аэродроме в Новофедоровке

Предъюбилейный год

Как и все российские военные, «рыцари крымского неба» готовятся отпраздновать День защитника Отечества.

«День начинается с построения полка в парадной форме одежды. После этого — вынос боевого знамени и читка приказа о награждении за боевые заслуги личного состава в честь 23 февраля, торжественный марш. После — поздравляем ветеранов ВВС, потом — спортивные соревнования, далее — выходной», — рассказывает Черниговский о предстоящем праздновании.

А в следующем году Севастопольский Краснознаменный Ордена Кутузова третьей степени отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота отметит свое 80-летие, пишет РИА Новости (Крым).

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev