Почему у нас все так дорого?

В крымские порты из-за санкций не заходят торговые суда с импортом. Поэтому товары приходится перегружать в материковых портах на российские суда. Но растаможивают импорт все равно на полуострове. В результате крымчанам приходится доплачивать за его хранение в новороссийском порту из своего кармана. Так почему бы товар не таможить прямо там, по месту его прибытия в РФ?
Евгений Фишблат
18.01.2017

В Крыму принято сетовать на высокие цены. Дороже многое: продукты, одежда, бытовые изделия, стройматериалы. Продавцы списывают все на сложную логистику. Отчасти они правы: сама доставка импортных товаров на полуостров морем обходится крымским оптовикам как минимум в два раза дороже, чем такая же доставка на материк.

Суда под иностранными флагами в порты Крыма не заходят, а значит, доставить товар сюда напрямую не могут. Приходится пользоваться перевалочной базой в Новороссийске.

Контейнеровоз, везущий товар из Китая, доставляет его в Новороссийск. Там пароход разгружают, а затем для контейнеров, отправляемых в Крым фрахтуют новое судно.

Пока накопится нужное количество товара, найдется российский корабль для его перевозки, проходит несколько дней, а то и недель. Все это время груз пылится на складах.

За каждый день простоя владельцу приходится платить немалую сумму. При этом некоторая часть товара, идущего в Крым, в Новороссийске процедуру таможенного оформления не проходит — все оформят уже здесь, в Крыму, на нашей местной таможне.

Пока груз не растоможен, он должен находиться под присмотром на специальном складе — под ответственным хранением, где соблюдаются повышенные меры безопасности — таковы правила. И платить за это приходится минимум в два раза больше, чем за обычный склад.

Прибавьте сюда расходы на повторную погрузку и выгрузку — и вы получите двукратное удорожание доставки товара в Крым по сравнению с материковой Россией. Естественно, в конечном итоге все это отражается на магазинных ценниках.

Что к нам попадает морским путем? Товары иностранного производства, которые вы видите на прилавках строительных и хозяйственных магазинов: посуда, веники, гладильные доски, сушки, мойки, строительные инструменты и некоторые материалы. А еще испанский виноматериал, из которого некоторые уважаемые производители на полуострове делают «крымское» вино.

Почему бы нашим поставщикам не проводить таможенное оформление там, в Новороссийске? Почему нельзя доставлять нам контейнеры не морем, а по суше — на грузовиках через переправу? Ведь это обойдется значительно дешевле.

Единственный разумный ответ на этот вопрос: нам по политическим причинам нужна таможня именно здесь, в Крыму и Севастополе.

Еженедельные объемы, проходящие, в частности, через Севастополь смехотворны. Но это сейчас таможня не загружена. Пройдет еще несколько лет, про крымский вопрос в мире забудут и санкции снимут. Или мост построят, и тогда поток грузовиков в Крым уже невозможно будет остановить.

А пока можно хорошо погреть руки на ситуации, ведь склады ответственного хранения — это не таможенное хозяйство, а частное. И стоимость этого хранения зашита в цене на товары, которые мы здесь покупаем.

Что касается самой местной таможни, то за три российских года в ее низах коррупция практически искоренена. Хмурый и серьезный инспектор больше не станет решать проблемы с вашим грузом за энную сумму в валюте другой страны. Но что творится наверху, мы не знаем.

Если груз не растаможивают на материке, «значит, это кому-нибудь нужно». Непонятно, почему в эти дорогостоящие игры играют сами оптовики. Уж они-то свою выгоду вряд ли упустят. Остается только гадать.