На яхте в это время идет полный драматизма и мата разговор по радиосвязи между капитаном и пограничной заставой в Форосе с позывным «Берег номер xx». Потому что мы с берега не понимаем, где проходят невидимые линии лоции, у нас нет перед глазами границ. А перед яхтсменом у мыса Сарыч высится невидимая глазу стена, уходящая от берега в море. Такие линии обычно обозначены на лоции прерывистой красной линией со строгой надписью — вход запрещен. Но в нашем случае обозначения советских лоций не соответствуют действительности, и указание взять курс строго от берега приходит с береговых пограничных постов.
Красными линиями обозначен требования обхода закрытых территорий на Южном Берегу Крыма. Но если раньше госдачи находились только в Форосе и около Берегового, то сейчас правительственных резиденций стало явно больше и под запрет попадает более сорока километров береговой линии из шестидесяти между Балаклавой и Ялтой.
Чем дальше от берега, тем сильнее волна и порывы ветра. Абсолютно неощутимый ветер у берега может в нескольких милях мористее превращаться в ураганные порывы. Черное море только кажется добрым и ласковым, волна здесь очень крутая, и, скорее всего, девушка капитана давно перевесилась через леера и тошнит в море, а капитан, проклиная дотошных погранцов, пытается как-то договориться с волнами, с ветром, с яхтой, с девушкой и может еще со встречным судном. Потому что семь миль от берега — это уже зона судового хода, где расходятся сухогрузы и танкера.Переводя с морского на общечеловеческий, это значит, что если тебе нужно из Севастополя в Ялту — ты не можешь идти вдоль берега, любуясь красотами южнобережья, защищенный от ветра главной грядой Крымских гор. Не доходя мыса Сарыч, ты обязан взять курс на Турцию и примерно час удаляться от Крыма в этом направлении.
По словам капитанов яхт, общая ситуация за последние два года стала хуже. При Украине ширина закрытой акватории на отрезке от м. Сарыч до м. Святой Троицы была около двух миль. Российские пограничники стали требовать обходить эту акваторию сначала на удалении 3 миль от берега, потом 5 миль, а теперь уже 7 миль. Мало того — в этом году были прецеденты закрытия территории от мыса Айя до мыса Ай-Тодор прямо у Ялты.
В этом году владельцы маломерных судов столкнулись с новыми ограничениями — теперь запрещено стоять в одном из красивейших мест у Севастополя в бухте у мыса Фиолент. И даже более — ее также требуют обходить на расстоянии нескольких миль... Вводились также временные запреты стоять в бухте Ласпи — единственной бухте-укрытии между Ялтой и Балаклавой. Появился запрет стоять с восточной стороны у Аю-Дага — единственном укрытии от восточного ветра на всем протяжении от Ялты до Нового Света.
Из-за запрета подходить к берегу на отрезке от мыса Сарыч до мыса Святой Троицы яхтсмены с моря не могут посещать такие красивые места как Форос, Меллас, Кастрополь, а порой и Симеиз, Алупку, Гаспру и пр.
Пару недель назад у капитана парусной яхты в штормовом море повредился носовой штаг. Выбор — погубить судно или идти под парусом через запрещенную зону. Тогда рысьеглазый «Берег» объявил капитану, что тот зашел в запретную зону, и он требует изменения курса яхты. На что капитан задал резонный вопрос: а спасательную операцию «Берег» организует, если что? Связь в этот момент прервалась и, кажется, «Берег» в этот раз закрыл глаза на нарушителя. Но ведь может случиться иначе, и не факт, что обход закрытой территории от мыса Сарыч до мыса святой Троицы перед Ялтой будет беспроблемным. Далеко не каждая яхта способна вынести штормовые нагрузки открытого моря.
Тот самый мыс Сарыч, который яхтсмены должны обходить за 7 миль
«Наши яхты фактически не могут ходить из Севастополя в Ялту, — рассказывает Вадим Денисов, управляющий первой компанией в Крыму, которая официально сдает яхты в аренду («Черноморская чартерная компания»). — По обычным правилам путь из Балаклавы до Ялты был около 33 морских миль. Для маломерного круизного судна это фактически предел дневного перехода 6-8 часов. Но если мы подчиняемся требованиям пограничников и обходим закрытую зону на расстоянии 7 миль от берега, это увеличивает переход еще почти на 15 миль. И это только сухие цифры: не нужно забывать, что побережье Крыма прикрывает яхты от преобладающих северо-восточных ветров и соответствующей волны. Но как только яхта оказывается в открытом море, непогода может растянуть переход Балаклава-Ялта почти на сутки с непредсказуемым финалом.
Сегодня яхтсмены Севастополя фактически отрезаны от Ялты и остального побережья Крыма. С подобной практикой никакой яхтенный туризм в Крыму развиваться не будет, даже если построить современные марины!»
За строгостью исполнения яхтсменами правил в этом месте акватории обычно следят пограничники с берега, а если на правительственной даче в Форосе отдыхают первые лица страны, то может вмешаться кораблик на рейде.
На лоциях до сих пор обозначены советские ограничительные зоны в районе правительственных резиденций и они как раз соответствуют международной практике. Но за последние годы требования очень сильно ужесточились.
Эти же первые лица — президент Путин и премьер Медведев — не более года назад дали самым разным ведомствам поручение развивать яхтенный туризм у берегов Крыма. В том числе они дали поручения сделать законы для яхтсменов более лояльными. Но то ли охрана решила перебдеть, то ли развитие яхтинга люди в мундирах понимают как «чем сложнее экипажу яхты, тем интереснее», но за последний год правоприменительная практика только ужесточилась.
Может быть, пограничникам стоит задуматься и по-другому начать трактовать поручение «развивать яхтенный туризм». Иначе парус действительно будет белеть одинокий — вместо реального развития яхтинга.