В новом учебном году жители Казачьей бухты, как и прежде, будут возить детей в школы и детские сады других районов. В конце июня начальник департамента образования Севастополя Михаил Родиков сообщил, что социальные объекты-долгострои — школа и детский сад — в 2016 году уже точно достроены не будут.
«К сожалению, общеобразовательная школа в микрорайоне Казачья бухта с 1 сентября не начнет работать. Строительство школы должно закончиться к 1 января 2017 года. Мы очень надеемся, что со второго полугодия школа заработает. В противном случае нам будет очень тяжело, потому все окрестные школы очень перегружены», — цитируют слова чиновника севастопольские издания.
Родиков добавил, что на строительство выделено около 100 млн рублей: из них 60 млн — из бюджета департамента образования Севастополя на закупку оборудования, и 40 млн по линии управления капитального строительства (УКС).
Почему школу не могут достроить уже четвертый год, «Примечания» решили выяснить у инсайдеров строительства — людей, работавших в СК «Карбон» и ПСК «Опора». Именно эти две компании занимались школой и детским садом в 2014-2015 году.
СК «Карбон» строила в Казачьей бухте школу, СК «Опора» — детский сад. По словам наших собеседников, сегодня сами здания готовы на 80-85%. Осталось закончить внутреннюю отделку, подключить и ввести в эксплуатацию сети, закупить и поставить оборудование. За несколько месяцев все работы можно было бы закончить, если бы не ряд больших «но».
Первая и основная загвоздка — разница в нормативных документах Украины и РФ. Строительство школы и детского сада началось в 2012 году. И хотя финансировалось оно на средства Российской Федерации, вся проектно-сметная документация соответствовала украинским требованиям. В итоге в уже построенных коробках зданий обнаружились расхождения с российскими СНИПами.
Чем отличаются эти нормативы?
«В российском СНИПе сказано, что высота потолка должна быть, к примеру, 2 м 15 см, — говорит представитель СК «Опора». — А в украинском, допустим, 2 м 10 см. Разница в пять см потолка. Или проем двери — тоже несколько мм. Провод должен быть не такой изоляции, как принято на Украине, а вот такой — негорючей. Различия небольшие, они несущественны. Тем более, что уже построено здание, поднимать его в высоту этажа на 5 см, срубать все и по новому перестраивать никто не будет».
Поэтому идеальным вариантом развития событий было бы согласование возникших расхождений в вышестоящих министерствах и ведомствах. «Правительство Севастополя должно направить письмо на имя замминистра образования. Рассказать, что у нас есть вот такая проблема. И попросить ее урегулировать. Тогда будущий директор школы в случае чего не получит по шапке... Но принимать такие волевые решения у нас в Севастополе некому», — комментирует ситуацию инсайдер «Карбона».
Однако даже если бы такой «смелый» чиновник нашелся, где гарантии, что он через несколько месяцев не «включит заднюю»? Ведь такая ситуация в истории со строительством школы уже была.
Изначально проект школы предполагал возведение здания, рассчитанного на 600 учеников. Но после перехода Севастополя в РФ правительством города было принято решение расширить школу, так как в микрорайоне только за последние годы была сдано около 2600 квартир.
В них живут молодые семьи детородного возраста. Они с нетерпением ждут открытия учебного заведения, ведь сейчас жители района либо сами возят своих отпрысков в школы других районов, либо отправляют на школьном автобусе в СШ №8 МОРФ на Остряках, которая и так сильно перегружена — дети учатся в две смены.
В сентябре 2014 года в управлении капитального строительства (УКС) Севастополя состоялось совещание, на котором присутствовали представители «Карбона», «Опоры» и ПАО «Севастопольский Стройпроект». На нем было принято решение расширить школу с 600 до 1000 мест. Проект второй очереди школы должны были разработать в двухмесячный срок.
Примерно в это же время губернатор Сергей Меняйло докладывает вице-премьеру Ольге Голодец о ходе строительства детского дошкольного учреждения в Казачьей бухте. В своем письме он рассказывает о сложившейся ситуации:
Получив распоряжение строить новые корпуса, «Карбон» вырыл еще два котлована и заложил фундаменты, несмотря на то, что средств на вторую очередь школы выделено не было — в ФЦП эти два корпуса не вошли.
«Представители «Карбона» обращались к тогда работавшему в правительстве Денису Добрякову. Он вникнул в суть проблемы и согласился, что хотя бы котлованы под вторую очередь нужно копать сразу. Ведь когда в непосредственной близости от стройплощадки появятся дети, продолжать строительство будет нельзя. И это все рискует растянуться на десять лет, потому что строить придется только три месяца в год — на летних каникулах. Добряков предложил губернатору поискать деньги на эти работы — 60 млн рублей — в городе, раз уж их нет в ФЦП. Но это предложение так и осталось просто словами», — рассказывает наш источник в «Карбоне».
Помимо зданий детского сада и школы, строители должны были построить общую на два учреждения котельную и общую трансформаторную подстанцию (ТП). Оба инфраструктурных объекта были на бумаге привязаны к проекту школы. Когда школу решено было расширить, пересчитали мощности котельной и ТП - обновленные, они попали в проект второй очереди.
Пока правительство искало на них деньги, котельную и трансформаторную подстанцию застройщик тоже возводил за свои средства, потратив около 35 млн рублей.
«В конце 2014 года был подписан контракт на 100 млн рублей, — говорит представитель «Карбона». — Они были выделены на строительство первой очереди и освоены к августу 2015 года. Но при этом копались котлованы, строилась котельная и ТП — объекты второй очереди. На них расходовать эти 100 млн мы не имели права, поэтому строили по сути за свой счет».
«С этими котлованами и котельной «Карбон» попал по полной программе, — рассказывает наш собеседник. — Буквально через десять дней после начала работ по второй очереди школы он был оштрафован на 3 млн рублей — именно за эти котлованы, которые были вырыты, на основании каких-то там бумажек несогласованных, не совсем легитимных. По сути, доверившись словам чиновников...»
А еще через некоторое время случилась совсем уже дикая история: «Карбону» велели вырытые котлованы с фундаментами засыпать. А работы остановить.
Встало и строительство садика, находящегося в более высокой степени готовности. «В детском саду все подведено под отделочные работы, - продолжает наш источник. - Но их не могут делать в полном объеме, потому что закон запрещает, все СНИПы. Пока нет отопления, делать эти работы нельзя. Паркет набухнет, краска осыпется. Там теплые полы, их можно доделать только когда подадут тепло. Горячую прокачку сделают, проверят герметичность этих полов».
Котельная и ТП для комплекса были практически готовы уже в начале 2015 года. Но они до сих пор не сданы в эксплуатацию. Работы в школе и детском саду пока остановлены, а стройплощадки мертвы.
Денег на продолжение работ нет. Контракт с подрядчиком СК «Опора» уже разорван, с «Карбоном», по словам нашего собеседника, еще нет.
Чтобы возобновить строительство, необходимо привести документы в соответствие с российскими нормативами. Провести экспертизу, которая установит, какой объем работ уже был выполнен в украинские времена и позже, а затем посчитать новую смету. Но по детсаду экспертиза чиновниками до сих пор не проведена.
В 2015 году документы дважды отправлялись в ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя». И оба раза приходил отказ из-за несоответствия проектной документации нормативам РФ.
А вот по второй очереди школы — тем самым двум засыпанным котлованам — экспертиза уже прошла. Сейчас в правительстве дорабатывают смету. Новый тендер по школе, считают наши собеседники, можно ожидать со дня на день.
«Сейчас, когда с нами разорвали контракты, — говорит представитель «Опоры», — чиновники должны были принять у нас строительные площадки, объекты. Посчитать остаток сметной стоимости, объявить тендер, назначить нового подрядчика. Возможно, это могли бы быть и мы. И мы, и «Карбон» получили такое предложение. Это было бы к лучшему, потому что там наши временные сети, мы знаем, куда провода подключены, какие там трубы под землей проложены».
Однако оба наших собеседника высказали предположение, что в правительстве с подрядчиками давно определились и делают все, чтобы ввести на объекты своих людей. «Видимых подвижек по документации нет, информация заказчиком скрывается. Тендер еще не объявлялся, но подрядчики уже назначены. Видимо, и процент отката оговорен», — сказал представитель «Опоры».
Мы спросили у строителей, в чем причина проволочек. «Это чисто чиновничья неорганизованность, — ответили нам, — частая смена начальников в УКСе, отсутствие единого мозгового центра, который это все объединил бы. Нас ни разу не собирали вместе, хотя у нас смежные объекты. Мы все питаемся от одной трубы, от одной котельной, от одного кабеля. Или собирали, но только чтобы поорать, покричать, помахать в воздухе какими-то угрозами: «Вы пятая колонна! Враги народа!»
Компания «Карбон» работала по договорам, и сейчас, если она подаст в суд, то выиграет дело. Ей заплатят и за выкопанные котлованы, и за залитые фундаменты, и за засыпанные потом котлованы. Но в правительстве строителям сказали: вы хотите хоть как-то жить? Вот и живите пока. У компании много объектов, поэтому она согласилась.
А между тем губернатор Меняйло успел однажды доложить президенту Путину о том, что «завершается капитальное строительство общеобразовательной казачьей школы и казачьего детского сада». Было это в октябре 2015 года. Потом открытие школы перенесли на 1 сентября 2016 года. И вот теперь — новый срок.
Севастопольцам остается только ждать. А пока полюбуйтесь фотографиями со строительной площадки детского сада, сделанными ровно год назад. С тех пор на стройплощадках Казачьей бухты мало что изменилось.