Подозрительные устрицы прилетели с Дальнего Востока

Разбираясь в причинах массового отравления севастопольцев, поевших устриц, «Примечания» посетили ялтинский ресторан Doctor Whisky, принявший основную волну негатива. Там мы ничего предосудительного не обнаружили. Так как сам ресторан устриц не выращивает, мы поговорили с поставщиком - и узнали, что устриц в Севастополь доставляли самолетами с Дальнего Востока.
Евгений Гайворонский
07.10.2017

Попавший в эпицентр скандала ялтинский ресторан просит дождаться результатов экспертизы, они будут готовы через 2-5 дней. Управляющий проектом Роман Лужный и представитель администрации Никита Сенченко попросили «Примечания» выразить сочувствие всем пострадавшим севастопольцам и заверить, что они ни от кого не прячутся, тоже ищут причины и готовы решать возникшую проблему. Однако при этом ялтинские рестораторы просят севастопольцев воздержаться от обвинений в их адрес до тех пор, пока не будет результатов экспертизы Роспотребнадзора и СЭС.

[[incut? &ids=`27697`]]«Если причина в устрицах, не несите мне чеки. Покажите мне, что у вас было отравление, — говорит Роман Лужный. — Если бы я так заболел, я бы обязательно получил справку и пришел бы и ткнул эту справку. Мы живем по законам РФ. Хотите — подавайте на нас в суд. Хотите — приходите, договаривайтесь полюбовно. Мы открыты к диалогу. Все обсуждаемо, но давайте говорить в рамках закона, предоставлять бумаги. Результаты [экспертизы] будут в течение 2-5 дней. Если причина в устрицах — мы готовы возместить».  

Представитель администрации ресторана Никита Сенченко говорит, что давно ожидал какой-то подлости от конкурентов. И предполагает, что атака идет не против именно их, а против поставщика устриц. С этой небольшой фермой, поставляющей устриц из Ласпи, ресторан работает полгода, и жалоб никогда не было.

«У нас устрица с бокалом шампанского стоит демократично: 310 рублей, — объясняет управляющий. — Мы не зарабатываем, а продвигаем крымский продукт. Не хотим ни с кем ссориться, но некоторым производителям это ломает концепцию продаж.

Мы клиенту устрицу продаем за 140 рублей, а некоторые фермеры по 140-160 рублей отпускают устрицу ресторанам. Возможно, крупные фермеры, которым выгодна отпускная цена 140 рублей, предприняли атаку на небольшую ферму из Ласпи, которая поставляет нам устриц по более дешевой цене».

Защищая имя ресторана, Лужный и Сенченко показали кухню ресторана (сквозь открытую дверь — без спецодежды, по их словам, там никто не бывает). По словам управляющего, такой же подход у них ко всему, что делается под брендом ресторана, в том числе за его пределами. Понятно, что к визиту журналиста готовились, но на кухне действительно чисто, а оборудование качественное. 

Рестораторы заверяют, что строго следят за гигиеной на всех этапах

Г-н Лужный сообщил «Примечаниям», что работал с лучшими ресторанами Москвы, готовил к работе олимпийские рестораны на Розе Хутор в Сочи. В Ялту уехал потому, что ему тут нравится, и открыл ресторан, чтобы тут было больше мест, куда стоит зайти. Управляющий позиционирует себя как человека, который хочет вернуть туристов в Крым. И сетует на местный менталитет: многие на полуострове хотят получать сверхприбыль, не прилагая усилий.

По словам Лужного и Сенченко, после выездного обслуживания в Севастополе рабочий телефон ресторана не умолкает. «Звонят бессовестные люди и предлагают нам заплатить им денег, чтобы про нас не писали. Суммы в телефонном режиме не озвучивают», — говорит управляющий.

В поисках истины мы направились за комментариями к поставщику устриц ресторана Doctor Whisky — компании «София-Крым». Там нам сообщили, что в пятницу их предприятие полдня проверял Роспотребнадзор, после чего раскрыли тайны этой грустной истории.

«Вокруг Крыма 9 дней бушевал шторм, мы не могли на своих лодках выйти в море и собрать устриц, - сказал «Примечаниям» представитель компании «София-Крым» Валерий Страхолис. – Так как у нас были обязательства поставить устрицы, мы заказали партию на Дальнем Востоке. Их выловили 27 сентября, а вечером 29 сентября я их забрал в аэропорту Симферополя. На них были все документы, заключения ветеринаров. Затем мы в наших термоящиках, которые двое суток держат положенную по техусловиям температуру 2-6 С, стали возить устрицы на фестиваль».

Г-н Страхолис присоединяется к подозрениям управляющих ресторана Doctor Whisky, которые не исключают диверсии конкурентов.

По словам Страхолиса в Крыму — всего 4 устричные фермы, и две из них ведут себя агрессивно по отношению к тем, понижает цену, делая морепродукты доступнее для потребителя. Также предприниматель напоминает, что в Крыму периодически случаются эпидемии ротавирусов. По словам Валерия, этим летом во время отдыха в поселке Черноморское члены его семьи слегли с теми же симптомами, что и грешащие на устрицы севастопольцы. Тогда такими больными были перегружены все инфекционки Северного Крыма, но об этом не писали, чтобы не портить сезон, говорит он.

Документальных подтверждений, что причиной ЧП стали именно устрицы, пока нет.

«Если все же проблема в устрицах, пусть обратят внимание и на аэропорт «Симферополь», говорит Страхолис. — Там вообще нет холодильника.

Наша ферма безупречно работает четыре года, наших устриц едят в Москве, Краснодаре и Новосибирске. В аэропортах этих городов морепродукты сразу же ставят в холодильники. В Симферополе бывает продукты стоят по 5-6 часов просто на жаре. Но в любом случае, давайте не будем голословно кого-то обвинять, а дождемся выводов экспертов», — резюмирует Валерий Страхолис.

В Роспотребнадзоре от комментариев отказались и посоветовали дождаться завершения всех выполняемых ими экспертиз.

Таким образом, свидетельств вины ресторана и поставщика в массовом отравлении севастопольцев пока не видно. Но в случае признания виновными устриц возникнут вопросы ко всей цепочке участников доставки этого продукта с Дальнего Востока в Крым.