Прокуратура Севастополя официально установила факт, давно известный в городе многим: ООО «Крымский горный клуб», который самовольно организовал на территории заказника в границах Орлиновского лесничества скалолазный кемпинг «Куш Кая», действовал незаконно и с многочисленными нарушениями.
«Туркомплекс «Куш-Кая» в Батилимане появился в 2011 году по договору с Лесхозом, — рассказал «Примечаниям» депутат заксобрания Севастополя, президент Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрий Круглов. — На обустройство туристской инфраструктуры ООО «Крымский горный клуб» (КГК) получил от севастопольского опытного лесоохотничьего хозяйства участок земли, площадью в 17 гектаров. Цель клуба была одна — постепенно вывести эту территорию в конечном счете из заказника», — говорит Круглов.
На месте кемпинга «вырос» туристический посёлок: несколько домов, территория для установки палаток, полевой скалодром, туалеты и душевые кабинки. Электропроводка проходит через реликтовые деревья, нарушая нормы пожарной безопасности.
Согласно российскому законодательству возводить строения, прокладывать коммуникации и дороги на территории заказника запрещено. В то же время, как сообщил «Примечаниям» лесничий Орлиновского лесхоза Евгений Пупиков, природоохранная зона заказника разделена на кварталы, и в некоторых из них вести рекреационную деятельность можно. Но - только после проведения торгов и уж точно без капитального строительства.
«Они пытались начать это строительство еще в 2012 году, но тогда возмутилась общественность, приехало телевидение, поэтому строительство приостановили», — рассказывает Круглов.
В 2014 году под шумок перехода из Украины в Россию ООО КГК решило укрепиться на участке и без всяких документов возвело посреди особо охраняемой природной зоны «Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Мыс Айя» несколько капитальных сооружений.
По словам Круглова, все это не только незаконно, но еще и опасно, так как к кемпингам нет пожарного проезда, и если будет возгорание, то сгорит весь заповедник.
Чтобы подстраховаться от возможных претензий, КГК стал пропагандировать свою деятельность как социально значимую: обучение детей альпинизму, проведение спасательных операций. «Но по факту они просто обустроили платную турстанцию, — поясняет Круглов. — Туда приезжали люди, не связанные с горами: пляжники и так далее. Ничего общего кемпинг со скалолазанием не имеет, поскольку для развития этого вида спорта на скале Куш-Кая все условия созданы до них».
Чтобы придать значимость своему незаконному бизнесу, руководство клуба начало приписывать себе чужие заслуги.
«Они стали присваивать себе результаты деятельности альпинистов и скалолазов былых поколений: писали, что это они оборудовали все маршруты, открыли скальный район, — рассказывает глава Федерации альпинизма. — Наша федерация создала экспертный совет, который подробно подготовил отчет с переченем всех скальных маршрутов на горе Куш-Кая. Там было четко прописано, кто и что сделал. ООО КГК сделало всего 3% от того, что существует сейчас».
В ответ владельцы незаконного кемпинга стали писать жалобы в Администрацию президента РФ, утверждая, что критики готовят рейдерский захват их бизнеса. Одним из авторов жалоб был член КГК Виталий Белоокий.
Летом 2015-го не сумев доказать свою правоту общественности и прокуратуре, которая опротестовала договор КГК и Лесхоза за нарушения даже украинского законодательства, руководство клуба обратилось в общественно-экспертный совет при губернаторе Сергее Меняйло — тогда его возглавляла Олесия Романова. ООО пыталось продлить истекший украинский договор, несмотря на протест прокуратуры.
Романова собрала совет, пригласив в качестве экспертов руководителей КГК, постояльцев кемпинга, чиновника из управления лесного и охотничьего хозяйства, эколога и Юрия Круглова. Высказаться последнему фактически не дали и совет при Меняйло поддержал незаконный кемпинг, хотя не имел на это полномочий.
Теперь решать судьбу горного клуба будет суд.