Подвинься, Жасминная, здесь будет дорога

Неважно, насколько прочен твой дом и высок забор. Неважно, насколько законны твои документы на землю и сколько денег ты вложил в коммуникации и благоустройство улицы. Неважно, сколькими метрами собственной земли тебе уже пришлось поступиться в прошлом ради прокладки асфальта к твоим воротам. К тебе придут и снесут — и забор, и дом — во имя великой цели избавления Севастополя от пробок.
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
25.11.2017

В Гагаринском районе есть улица, о существовании которой большинство севастопольцев даже не догадывается. Она носит поэтическое название Жасминная и проходит по бывшему дачному массиву параллельно улице Героев Бреста. С середины двухтысячных улица активно застраивалась, причем земля здесь в те времена стоила дорого — за участок в 7 соток просили до 100 тысяч долларов. Поэтому и люди здесь селились отнюдь не бедные.

Двух-трехэтажные добротные коттеджи, многие — вплотную к дороге, пятиметровые заборы, украшенные чугунным литьем, за которыми виднеются балконы и эркеры, бетонное полотно проезжей части между домами. Жители улицы говорят, что все коммуникации на участки они проводили за собственные средства, дорогу тоже делали сами. Для того, чтобы на ней разъезжалось два автомобиля, им пришлось уступить городу часть своей земли — ширина дороги в районах с ИЖС больше, чем в садовых кооперативах.

Улица Жасминная сейчас — идет из ниокуда в никуда

И вот, когда почти все дома на улице уже достроены, а участки облагорожены, жители Жасминной узнали: улицу планируют расширять. В проекте новой транспортной сети Севастополя, разработанной проектировщиками «НИ и ПИ Генплана Московской области», ее не только расширят, но и продолжат — до выезда на ул. Борисова (сейчас этот проезд существует, но только в виде грунтовой дороги).

А вот такой она будет после расширения и продолжения

Другой конец Жасминной так и останется тупиком: он упирается в трансформаторную подстанцию, которую вряд ли снесут ради строительства дороги.

По проекту межевания территории красные линии новой дороги проходят прямо по домам и участкам на Жасминной. Обрезке подвергнутся 20 домовладений.

Красные линии, по которым расширят ул. Жасминную

Соседнюю улицу Героев Бреста при этом тоже расширят, хотя трафик по ней сейчас не такой уж и большой, потому что улица эта — внутрирайонная, сквозного проезда к одной из главных транспортных артерий города — Камышовскому шоссе — она пока не имеет. Именно этот проезд и планируется построить в рамках расширения транспортной схемы.

20 и 21 ноября соседи дважды собирали на улице инициативную группу, чтобы решить, что им делать дальше. Люди в недоумении: когда и кто будет строить дорогу, каковы будут компенсации, можно ли подвинут красные линии или вообще отменить расширение дороги? Как вступать в диалог с чиновниками жители Жасминной не знают, куда обращаться за разъяснениями не понимают.

Тем временем, в городе начались обсуждения новой транспортной сети и встречи землевладельцев с властями. Они проходят порайонно.

Жители улицы организованно на обсуждения по Гагаринскому району не пошли. «Мы закрыли эту тему всем коллективом, — рассказал «Примечаниям» член инициативной группы по ул. Жасминной Сергей Носов.

— Пошли и написали одно категорическое возражение, а потом поставили подписи в журнале, где собирают возражения по проекту, и написали номера домов. Некоторых не было, но они попросили, чтобы и их включили в этот список. А потом написали и отправили индивидуальные письма в адрес губернатора, департамента архитектуры и градостроительства и департамента транспортной инфраструктуры».

Новая транспортная сеть, спроектированная по заказу правительства Севастополя, разгрузит стоящий в пробках город, но затронет частные интересы владельцев более 2000 земельных участков в Гагаринском, Ленинском, Нахимовском районах города, Балаклаве и Инкермане. Власти планируют изъять эти участки частично либо полностью, выплатив собственникам компенсацию по рыночной цене недвижимости.

Город задыхается в пробках, говорит главный архитектор города Александр Моложавенко, и с этим невозможно спорить. Поэтому многим придется выбирать между насиженными местами и скоростью передвижения. Его аргументацию разделяют многие. Даже те, чьи участки попадают под изъятие. Но расплачиваться за дороги своей землей даже за компенсацию они не хотят.

«Я сам своими руками этот дом строил, плитку, ламинат клал, - рассказывает Сергей Носов. - Сначала в моря ходил, потом за границей работал. У меня большая семья: дети, внуки. Строил так, чтобы все место было. А теперь как его сносить? Он стоит вплотную к дороге. Неужели пригонят экскаватор и кусок откусят?

И кто его отстраивать потом будет? У меня теперь на это средств нет, я пенсионер».

У соседей дела не лучше. Многие из них еще молодые, но свои лучшие годы эти люди потратили на то, чтобы заработать на жилье в хорошем районе. В одну землю вложили десятки тысяч долларов, заборы стоят сотни тысяч рублей. «Главное, непонятно, почему именно наша улица? Тут же тупик, внутриквартальная дорога. Почему проекты такие непродуманные: и генплан, и теперь эта транспортная сеть», — говорят соседи.

Мини-митинги и сходы на Жасминной — не единственные в городе. По всем районам недовольные проектом новой транспортной сети собирают инициативные группы и выступают с пикетами. Жители СТ «Родник» и СТ «Надежда» провели на прошлой неделе целое массовое мероприятие с плакатами и выступлениями. Правда, чиновники его проигнорировали: в правительстве считают, что недовольных новой дорожной сетью в Севастополе гораздо меньше тех, кто ежедневно стоит в пробках. И шумиха вокруг красных линий нагнетается искусственно.

«Мы обратились к своему человеку в правительстве, — рассказывают на Жасминной. — Она сказала нам, мол, успокойтесь, это только проект, стратегический план. Пока к вам не пришли землеустроители и не начали мерить новую дорогу — паниковать не стоит».

Но люди властям не верят. «Когда придут, будет уже поздно, — говорят они. — Надо эти вопросы решать сейчас».

Чиновники говорят — правительство для того и проводит встречи с землевладельцами, чтобы обсудить эти вопросы. Как показывает практика подобных мероприятий, начавшихся на прошлой неделе, проектировщики готовы открыто обсуждать все вносимые в документ изменения. На встрече в Гагаринском районе детальные планы дорог демонстрировались на большом экране, где люди могли показать свои участки и высказать пожелания и возражения. Все они заносятся в протокол и рассматриваются уже сейчас, несмотря на то, что официальная дата начала публичных слушаний — легитимного общественного процесса, имеющего юридическую силу — 15 декабря. Нынешние обсуждения — лишь репетиция этих слушаний, призванная снизить социальную напряженность и заранее обсудить самые больные для собственников вопросы.