Чем ближе дело шло к финалу предвыборной гонки, тем больше оголялся политический нерв города, и это было видно невооруженным глазом. В автобусах, очередях в магазин и во дворах постоянно слышались разговоры о политике. Провокаторы не утихали ни на минуту, подкидывая журналистам работы вбросами фейков в медиапространство и чужие подъезды.
Но все это происходило в офлайне. Пик политических дискуссий в Интернете сошел на нет уже к началу сентября — кроме, разве что, «Фейсбука», где все дебаты подогревались либо теми же самыми провокаторами и троллями, либо теми, кто сам так или иначе имел отношение к выборам.
Казалось, что вся та аудитория, которая еще недавно пылко отстаивала свою позицию в соцсетях и собиралась донести ее до избирательных участков в день голосования, перегорела и резко переключилась на котиков, погоду и доставку суши.
Обо всех этих житейских мелочах молодежь писала в местных пабликах и на форумах накануне и во время голосования, как будто ничего более значимого в их жизни в этот момент не происходило.
Отчасти это можно объяснить последствиями правления экс-губернатора Сергея Меняйло, при котором все значимые вопросы жизни города решались кулуарно, и люди утратили веру в вес собственного голоса. Отчасти — общероссийской апатией: на материке предвыборную кампанию назвали самой скучной в истории, явка в среднем по стране составила меньше 50%, а некоторых регионах не достигла и 30%. В Севастополе она оказалась даже немного меньше среднероссийской.
Между тем, несмотря на отстраненность от политики, вопросы, которые выносились на повестку кандидатами, людей волнуют. Именно в день выборов многие жаловались на стоимость проезда, обсуждали льготы для детей и нехватку в Севастополе благоустроенных парков. Просто все эти вещи с политикой они как будто не связывают.
Многие оправдывали свое нежелание идти на выборы знаменитой фразой Марка Твена, который когда-то сказал, что, если бы от выборов хоть что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. И это можно понять. Но есть у этой мысли и обратная сторона: если бы от выборов ничего не зависело, то не было бы и самой борьбы. А борьба была, и велась она очень ожесточенно. Были и вбросы, и «карусели», и попытки отстранить наблюдателей.
Почему же все эти нарушения, сигналы о которых поступали в день голосования с самого утра, не вызвали ни протеста, ни дискуссий, ни желания самому прийти на участок?
Ответ, наверное, в патернализме: слишком многие из нас надеются на доброго волшебника, который однажды услышит их и решит все проблемы. Но кем будет этот волшебник, и откуда он может взяться, их почему-то не интересует. Даже если им еще долго жить, а не доживать в этом городе.
Хорошо, если каждый, кто добровольно отказался от своего голоса 18 сентября, вспомнит об этом, когда в очередной раз решит написать в Интернете о своих бедах. Возможно, тогда следующие выборы пройдут иначе.
По словам собеседника из правоохранительных структур, так называемая «Семья» — окружение бывшего президента Украины Виктора Януковича — хочет плотно заниматься делами в Севастополе, а паромное сообщение — одно из самых выгодных предприятий. Тем более в городе есть те, кто входят или в орбиту Януковича —
Однако прямых свидетельств того, что «Семья» влияет на ситуацию вокруг паромного движения в Севастополе, пока нет.
По словам другого собеседника, имеющего контакты в Москве, заинтересованным в отстранении компании «Севастопольские транспортные системы», занимающейся паромным сообщением в городе, может быть верхушка Министерства транспорта России. Благодаря ей безопасность и крымских морских портов, и севастопольского морского порта обеспечивает министерская структура — федеральной государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ». Этот ФГУП получает все многомиллионные госзаказы на охрану крымских и севастопольского портов.
Теперь в планах высокопоставленных управленцев Минтранса РФ — заменить паромы «Севастопольских транспортных систем» на свои.
Собеседники, близкие к «Севастопольским транспортным системам» и правительству Севастополя, полагают, что за всей историей скрывается фигура бывшего заместителя министра транспорта РФ Александра Анненкова.
Ведь «Севастопольскими транспортными системами» владеют акционерное общество «Севастопольский морской банк», контролируемое семьей Александра Анненкова, и
При этом один собеседник рассказал, что в «Севастопольских транспортных системах» неоднозначная ситуация. В фирме говорят, что предприятию не хватает нынешнего тарифа на перевозку пассажиров — 17 рублей. Но за минувшее лето фирма заработала достаточно, чтобы заплатить своим сотрудникам и отремонтировать паромы.
«Паромы нуждаются в серьезном ремонте — там внутри все в ужасном состоянии. А людям платят основное тело зарплаты, а надбавки — нет. Хотя надбавки не выдаются на руки, но по бухгалтерии они проходят», — пояснил собеседник, близкий к «Севастопольским транспортным системам».
Директор «Севастопольских транспортных систем» Светлана Мережко заявила, что информация по зарплате не соответствует действительности — «были проверки неоднократно многими органами, и никто не выявил никаких нарушений в данной сфере». Мережко также отрицает, что техника паромов в плохом состоянии: «Как она может не соответствовать требованиям регистра, если паромы проходят ежегодное ТО (техническое обслуживание. — ред.) и докование в сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ?! Абсолютно ложная информация».
Источник из местного правительства сказал, что собственник «Севастопольских транспортных систем» давит на городское руководство не только чтобы увеличить тариф на паромные перевозки или получить на них бюджетные субсидии, но и «поиметь гешефт».
«Получается, Анненков хочет дважды заработать на городе — на паромном сообщении и бюджетных деньгах. А севастопольцы используются для давления, — посетовал источник в правительстве Севастополя. — Впрочем, мы все равно найдем выход из сложившейся ситуации. Либо договоримся с нынешним перевозчиком, либо будет другая компания обслуживать паромное сообщение. И предложения в правительство уже поступают».
На момент публикации узнать позицию Александра Анненкова не удалось.