В Москве в этом году я оказалась впервые. Красная площадь, Кремль, неоднозначный парк Зарядье, уставший в Мавзолее Ленин, советское мороженое в ГУМе, Третьяковка… планов было много. И очень быстро я поняла – время на посещение каждого туристического объекта нужно корректировать. С учетом постоянных проверок документов и сумок.
Первое, что ошарашило – это хостел. Мы долго искали в него вход, добрели до шлагбаума, через который заезжали автомобили. Хостел находится в деловом квартале, то есть нам нужно было попасть на его территорию. Оказалось, что зайти во двор через въезд для машин пешком нельзя: нет пропуска для водителя. Раздобыв заветный документ на проходной и показав паспорт, я счастливо отправилась отдыхать.
На следующее утро показала бумажку с буквами и цифрами и получила ответ: «Не подходит. Каждый день нужно делать новый пропуск». В итоге на вход и выход из хостела у меня каждый день уходило от 5 до 10 минут.
Уже на второй день я положила паспорт в карман куртки, чтобы всегда был под рукой. И навела порядок в своем рюкзаке. Его содержимое мне приходилось показывать по несколько раз в день. Парк «Зарядье», Кремль, Музей космонавтики на ВДНХ, военный музей на Поклонной горе и даже Аптекарский огород при МГУ. Казалось бы, лютики-цветочки, утки, капуста растет – зачем в этом ботаническом раю на входе показывать паспорт? Оказалось, надо.
Окончательно меня «добили» рамки. Ну понятно, в Кремле: чтобы попасть на землю, по которой ходят государственные мужи, нужно было снимать пояс, выворачивать рюкзак, доставать весь металл из одежды, хорошо хоть, что не из тела. Но рамки стояли в парке «Зарядье» и в военном музее на Поклонной горе. Они истошно вопили, обнаружив металл на проходящем мимо туристе. В итоге скапливались очереди.
Конечно, такой тотальный контроль объясним. Столица, большой поток приезжих, угроза терактов. Например, в метрополитене. Но как раз в подземке рамки не пищат. Они тоже стоят на входе, там тоже дежурят полицейские — но можно проходить хоть с огромными сумками, хоть с тележками. Никто не останавливает и не обращает внимания. Теоретически в час пик можно пронести все, что угодно.
Нам этого, к счастью, не понять. Надеюсь, что никогда и не поймем. Но на второй день поездки в Москву мне нестерпимо захотелось назад в Крым. На мой родной полуостров, где можно ехать на машине два часа по степи и наслаждаться великолепным пейзажем без рамок, ограничений, полицейских на каждом углу. Где можно зайти в огромный торговый центр, не встретив на себе сверлящий взгляд охранника.
В Крыму просторно. В Крыму безопасно. И очень хочется, чтобы так было и дальше.
Я полюбила наш симферопольский аэропорт, в котором мы совершенно случайно пронесли на борт самолета бутылку с водой. Мне стал бесконечно дорог каждый полицейский, которому нет дела до моего ремня с металлической пряжкой. Провинциальный пофигизм вдруг приобрел совершенно другой оттенок. И хорошо, что нам все равно, кто ходит рядом. Хорошо, что мы не боимся гастрабайтеров, которых к нам завезли на строительство дорог, аэропорта, домов. Пока еще.