Выходит настоящий праздник непослушания в реалиях сложившейся культурной данности — на этих вечеринках звучит психоделический фанк, гаражный панк, пост-панк, советские экспериментальные редкости и многое другое. Несмотря на экзотичность музыки, небольшой бар забит битком желающими потанцевать. Лично мне эти вечера напоминают проникновение щупальцев монстров из фантастики категории Б в соловьевскую «Ассу».
— Саша, расскажи немного о себе и о том, что привело тебя к коллекционированию пластинок?
— Я веду практические занятия по английскому и испанскому, а также несколько связанных с переводом дисциплин. Чему учились, тому и учим, так сказать…
Пластинками заразился в 2012. С тех пор с иглы не слез, да и не собираюсь. С уверенностью могу сказать, что именно увлечение языками привело меня к музыке, а затем и к винилу.
Году так в 2007 я подсел на брейк, но не как танцор, а зритель. Я узнал слово «прифанкованный», услышал записи ныне покойного Джеймса Брауна, и понял, что меня зацепило. Бибои танцуют под прифанкованную музыку, которую крутят либо с пластов, либо с цифры диджеи… Вот я и начал просматривать сотни видео с записями брейка.
В свое время существовал сайт breakboy.net, где паслись самые толковые знатоки бибойской музыки. Там народ кидал ссылки видео и просил оригинальные названия треков, под «лупы» (петли) которых танцевали бибои на видео. Мы помогали друг другу, обменивались названиями треков… Чтобы было понятно, это настоящая подкультура. Люди годами ищут оригинальные названия композиций, меняются с другими диггерами, распознают целые микстейпы и т.д.
За два года я таким образом прогнал около 200 страниц с названиями композиций, которые находил на блогах, форумах и в «Соулсик» [сеть обмена файлами, в т.ч. музыкальными]. Так было лет пять, пока году в 2012 я не услышал в одном из видео брейк с русским вокалом. Проверил, оказалось, что это ВИА такой-то с альбомом такого-то года…выходивший на пластинке ВСГ «Мелодия».
Прифанкованные брейки в советской музыке казались чем-то нереальным, потому что я тогда просто ничего о ней не знал. Это было очень круто.
Все остальное произошло очень быстро. Разговор с мамой, ее пропахшие сыростью пластинки в шкафу, первый (портативный) вертак, и постоянный поиск. Барахолки, антикварки, гаражи чуть-ли не через день. С тех пор советская музыка стала для меня самой любимой и ценной, ее в основном и собираю.
— Музыку каких жанров ты коллекционируешь?
— Собираю то, что слушаю. Если говорить о советской музыке, то это прифанкованная эстрада и ВИА, джаз, джаз-рок, экспериментальная электроника, среднеазиатский фолк. Что касается иностранщины, то это классический «сырой» фанк и любая прифанкованная музыка в целом. Однако это мелодии «прыг-скока», когда хочется пританцовывать. Все-таки больше всего меня тащит темная, мутная, грязная музыка: психодел, припанкованный гараж, холодная волна, пост-панк, прог, тяжелый психоделический блюз рок, кислотный фолк...
Стеллаж с пластинками в Krong’s
— К какому типу диггеров ты себя относишь? Насколько для тебя важна коммерческая сторона дела — покупаешь ли ты какие-то экземпляры исключительно на перепродажу?
— Я копаю в свободное от работы время по городу, иногда по Крыму. Поиск - самый дикий кайф. Наряду с этим покупаю «фирму» в сети за рубежом или у наших; иногда беру «Мелодию». Кое-что выставляю на продажу. Как правило, это дубли и то, что не зашло и уже не зайдет никогда. Хочу отметить, что я ни на рубль не обогатился на продаже пластинок. Это «буферные» деньги, которые легко тратишь на покупку других, нужных тебе записей. Так было и всегда будет, по крайней мере для меня.
— Назови три особенные для тебя пластинки. Какие истории рассказывает эта музыка?
— Их очень много, поэтому укажу те, которые первыми пришли в голову. Кажется, так естественнее всего.
Girlseeker – 1-800 Greed (2008)
Это невероятно тошнотворный и порабощающий шедевр. Смесь синти-попа, пост-панка, лоу-фай. Великая пластинка. Под нее хочется блевать и чесаться как от зуда, но, в то же время, вся связь со временем и местом теряется, душа поет и наступает желейный кайф. Короче говоря, это лучшее, что я слышал из современной музыки.
Сункар – Золотой Край (1988)
Казахстанский джаз-рок. Очень холодная, отрешенная и туманная музыка. Бессмысленно тут что-то писать, на самом деле. Просто скажу, что эта пластинка на всю жизнь.
The Sound – From the Lions Mouth (1981)
Железобетонный пост-панк с лучшими текстами и музыкой от самого несчастного самоубийцы, которых приходилось слышать. Вне конкуренции в принципе. Любимая группа. Думаю, она таковой была еще тогда, когда я о не ней слышал.
— Часто ли после сетов к тебе подходят люди, заинтересованные в том, что именно ты ставил? В целом, много ли севастопольцев собирает виниловые пластинки и можно ли говорить о сформировавшемся сообществе? Кто эти люди?
— Пластинки я ставлю исключительно по случаю отдыха и танцев для горстки тех, кто неравнодушен к такой музыке. Иногда народ подходит, что-то там спрашивает, на этом и заканчивается. Есть несколько нормальных ребят у нас в городе примерно моего возраста, которые живо интересуются пластинками, в том числе советскими. Больше у нас собирателей-старперов, воспитанных на «Стене» и «Дирижабле». Классика жанра, как говорится. С ними водиться смысла нет.
— Как ты считаешь, есть ли необходимость в открытии магазина винила в Севастополе или Симферополе? С какими техническими трудностями сталкивается крымский коллекционер?
— Магазин пластинок здесь не выживет даже за счет продажи новоделов и классического рок-набора для вышеупомянутой старой гвардии. Я уже молчу о советских пластинках и музыке категории B. Тупик. Как лавку не называй, чем не украшай – никому это не нужно по двум причинам, объективной и субъективной, а именно: проще покупать в сети (в условиях неработающего в Крыму Paypal это касается и «фирмы», которой полно на аукционах, пускай и с наценкой). Да и просто я бы лично не стал этим заниматься. Клонировать и складировать у себя Леннонов и Джаггеров ради дохлой копейки? Увольте. Я хочу слушать свою музыку наедине с ней и самим собой, никому ничего не втюхивая и не втолковывая.
— Насколько я знаю, ты собираешь в том числе и советскую музыку. Какие пластинки ты можешь назвать незаслуженно забытыми?
— Сейчас такое время, когда на советскую «Мелодию» работает псевдо-спрос, причем уже не из-за рубежа. Там все наелись нашими редкостями за безумные ценники. Теперь местные толкачи переключились на местных. Настоящих копателей, которые интересуются историей советской музыки и собирают нечастые пластинки, чтобы их слушать, а не впаривать за бешеные деньги, немного. Но они есть, и это здорово.
«Забытые», возможно, не совсем точное слово; скорее «недооцененные», потому что непонятые, не вписались в установленные рамки массового советского мировоззрения и, потому что не «Bahama Mama».
Ad lib
Борис Петров – Память
Владимир Сапожнин – Имитации
Сергей Самойлов — Пришельцы