В начале ноября, через две недели после керченской трагедии, «Московский комсомолец» опубликовал материал об одной из жертв — 16-летней Наталье Калиниченко, потерявшей ногу во время взрыва в колледже. Девушка проходит лечение в Москве, рядом с ней круглосуточно находится единственный близкий человек — отец, воспитавший Наташу в одиночку.
Юрий Калиниченко пожаловался журналистам, что денег на пребывание в Москве ему катастрофически не хватает. Он единственный кормилец в семье и не может работать, ухаживая за дочерью. Положенной же по закону компенсации в 500 тыс. рублей власти Крыма ему так и не выплатили, сетовал он. Мужчине прямо сказали в лицо: не надейся, вернетесь в Керчь — отправим дочь на эту сумму в санаторий.
Когда оставшиеся в Керчи родители других пострадавших на общем собрании задали вопрос о Наташе чиновникам, то услышали: «Семья у пострадавшей неблагополучная, денег отцу велено не давать». Якобы об этом просила чиновников сама Наташа.
Материал «МК» вызвал большой резонанс. За несколько часов статья разошлась по разным ресурсам. И деньги — удивительно, правда? — тут же нашлись. Их перевели на счет семьи в московское отделение крымского банка РНКБ.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Извинитесь, скажите, что разберемся, накажем виновных — все равно никто не узнает, наказаны они или нет. Но вместо этого крымские чиновники пошли в атаку.
Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов пообещал подать в суд на все СМИ, распространившие якобы ложную информацию о невыплате компенсации. Но сам же все сказанное Юрием Калиниченко подтвердил.
Вот видео, на котором Аксенов называет отца-одиночку «деятелем, решившим пойти в политику». Говорит, что Наташа Калиниченко, лежа в реанимации, сама обращалась к вице-премьеру Алле Пашкуновой, курирующей в Совмине Крыма социальную политику, с просьбой денег отцу не давать. «Своему заместителю я верю», — добавляет зачем-то Аксенов.
Видео с Аксеновым посмотрели немногие: всего 190 просмотров на момент, когда мы о нем узнали. Зато по Сети широко разошлись материалы с громкими заголовками «Власти Крыма опровергли невыплату компенсации...», в которых премьер угрожает журналистам судом.
И тогда «МК» решил сделать еще один материал. Доступ к пострадавшим детям для журналистов закрыли, поэтому они были вынуждены общаться с Наташей по имейлу. Девушка заверила, что никаким чиновникам она звонить физически не могла — была в реанимации. Что ее отец круглосуточно находился с ней. Что папа не пьет, много работает, воспитывает ее один и вообще самый близкий человек на свете.
Мало того – за отца Наташи вступились знающие его люди. Они заявили, что никогда не видели Юрия пьяным. Его охарактеризовали как редкой добросовестности работника, загруженного заказами на ремонт квартир: таких трезвых и добросовестных работников еще поискать.
Наташа говорит, что ей было больно читать гадости про отца, но никаких извинений она уже не ждет. Обидно, говорит девушка, что в ложь чиновников поверили, в том числе, знакомые и соседи. Они хоть и знают Юрия, но привыкли доверять сообщениям СМИ. И теперь по Керчи ходят неприятные слухи.
Для Аксенова это полный провал.
«Примечания» пытались уточнить, откуда у вице-премьера Крыма Аллы Пашкуновой информация о том, что семья Калиниченко неблагополучная. Но помощница вице-премьера сообщила, что Пашкунова находится в командировке в Москве и сможет прокомментировать ситуацию только в понедельник.
Вот так желание властей отмыться от внезапно нахлынувшего негатива испортило жизнь одной семье. Конечно, ни Аксенов, ни Пашкунова за это не ответят. Но осадочек останется.
Кстати, это уже не первый случай, когда крымчане жалуются, что вице-премьер по социалке доносит до Аксенова не соответствующую действительности информацию. В сентябре 2018 года санаторий «Меллас» выселил многодетную семью Никулиных из домика, в котором они прожили 26 лет.
Вышвырнул на улицу, несмотря на то, что отцу семейства, ветерану Афганистана, пообещал помочь лично Сергей Аксенов. Выселенные рассказывают: в Совмине перестали заниматься их историей после того, как Алла Пашкунова доложила наверх, что семья жильем обеспечена.
Почему чиновники, вместо того, чтобы извиниться перед Юрием и Наташей Калиниченко, выбрали путь угроз и оскорблений?
Все просто: верхи перестали скрывать презрение к низам. Власть и приближенные к ней больше не выдают свои интересы за общественные. У нас нет никакой общей идеологии, даже картонной, вроде безусловной ценности человеческой жизни, неприкосновенности личности и верховенства закона.
Мы все глубже скатываемся в мир, где правят понятия. Где заботиться и помогать заведомо слабому — не принято. Его принято опускать.
UPD: Сегодня в 16 часов крымское бюро РИА Новости распространило заявление вице-премьера Крыма Аллы Пашкуновой с "сожалением" по поводу "ажиотажа вокруг пострадавшей в Керчи девушки". "Мы никогда не ставили своей задачей углубляться в тонкости семейных отношений, а тем более, давать какие-то оценки", - говорит чиновник. - "Мы рады, что у Наташи, судя по ее интервью, хорошие отношения с отцом". Пашкунова подчеркивает, что 500 тысяч рублей из республиканского бюджета была зачислена на счет Натальи Калиниченко сразу после того, как ее отец представил все необходимые в данном случае документы. Еще 400 тысяч рублей перечислены из федерального бюджета. "Оплачены перелет и проживание родственников пострадавших, в том числе, отца Натальи", - сообщает вице-премьер.
Сожаление - не извинение, но это уже прогресс.